- Ты чей, холоп, будешь? - Чиновник я, народный слуга. - А почему на ...



Правоохранение и криминал
  « Предыдущая статьяСледующие 20 »  
№ 58-59 (4018-4019)14.05.2010
Страна советов
Держаться вместе должны не только призывники

В воинских частях начали принимать присягу. А в семье Никитиных из Казани начался новый отсчет времени: они живут от звонка до звонка от сына Ивана, который этой весной ушел служить в армию.

"Жаль, он говорит очень мало - всего два-три предложения. Может, у него телефон отнимают старослужащие", - беспокоится его мать. Я пересказываю ее тревоги руководителю Центра миротворческих и правозащитных действий Герману Алеткину.

- Он говорит мало просто потому, что разговаривает под контролем сержанта или командира, - объясняет Алеткин. - По новым правилам, телефон у солдата не отбирают, а хранят в специальном сейфе и выдают солдату в свободное время. Только говорить ему разрешают строго под контролем. Поэтому нужно заранее придумать какие-то кодовые слова. Или, например, общаться на татарском. Так же обстоит дело и с письмами: их могут просматривать. Чтобы срочно сообщить о себе что-то важное, солдату из Татарстана нужно иметь при себе симку МТС. С нее можно сделать бесплатный звонок на номер 05216 - он создан для помощи нашим землякам-солдатам.

Совсем недавно была история в Омске. В учебке ВДВ наших призывников заставляли голыми ложиться в одну постель. Как только ребята сообщили об этом на номер 05216, правительственная комиссия и родители этих новобранцев тут же вылетели в часть. Наших парней перевели в другое место. Сейчас в Татарстане на сборном пункте солдатам даже дают сотовый телефон, к нему симку МТС "защитник родины" и сумку с самыми важными мелочами - бесплатно. Это единственный регион в России, где делают что-то подобное.

Людмила Никитина рассказывает, что там, куда попал ее сын, служат очень много дагестанцев. Но есть четверо ребят из нашей республики, с которыми он вместе отправился на службу.

- Немедленно сдружиться и всегда держаться одной командой должны не только эти ребята, но и их родители, - советует Герман Алеткин. - Они все должны знать номера друг друга и обязательно телефон военной прокуратуры той местности, где расположена часть. Это нужно потому, что любой инцидент будет рассматривать именно эта прокуратура, а не казанская. Если с одним из этих парней что-то случится, остальные должны тут же позвонить в эту прокуратуру, а еще - на телефон 05216 и своим родителям. Если при себе нет телефона, можно позвонить за деньги с "нелегального". Такой всегда найдется в части. Ну а родители должны обратиться за помощью не только в прокуратуру, но и в СМИ, и к правозащитным организациям региона, где служат их дети.

Массовые жалобы трудно проигнорировать. А жалобу, поступившую от одного человека и в одно место, легко спустить на тормозах. Если изобьют "одиночку", вся рота потом может дать показания, что он, дескать, упал с лестницы. Когда на Сахалине повесился солдат из нашей республики, дело не удалось замять только потому, что друг погибшего успел уже через час позвонить его родителям. Конечно, очень важно сразу правильно себя поставить и не давать в обиду. Но человек - существо хрупкое и может погибнуть от одного удара. Так стоит ли доказывать кавказцам или другим сослуживцам, что ты мужчина, терпя побои и унижения? Или надо сразу пресекать это на основании закона? Тут каждый решает сам.

"Мой сын попросил прислать ему посылку: нитки, иголку, карамельки. Может, у него деньги отняли, и он не может это все купить?" - переживает Никитина.

- В ларьках при части все эти мелочи обычно продаются, - говорит Герман Алеткин. - Но если солдат просит прислать какие-то вещи, может, он просто хочет сэкономить. А вот если он просит у родителей деньги, значит, его мучают - "доят". Надо немедленно принимать меры. Вообще, собирая посылку в армию, родителям надо знать: во-первых, все, что не по уставу, у солдата все равно отберут - и консервы, и непонятные лекарства, и одежду. Во-вторых, парень даже до казармы не успеет дойти, как его посылку уже могут "раздербанить" - по-хорошему и по-плохому расхватывая ее содержимое. Поэтому лучше присылать маленькие посылки, но часто. Ему нужны простые сладости вроде карамелек, простые лекарства в заводской упаковке - от мозолей и нарывов, например. А также нитки-иголки, крем для обуви, мыло (лучше хозяйственное), простые бритвенные станки, уже подписанные конверты.

"Душа не на месте, может, поехать к нему - навестить, поговорить", - советуется со мной мать солдата. А я переспрашиваю об этом Германа Алеткина.

- Получить увольнительную солдату на первых порах очень сложно, его могут не выпустить, - говорит правозащитник, - но могут разрешить встретиться на КПП. Обязательно должны приехать к сыну родители лишь в одном случае: если тот хочет самовольно покинуть часть. Если у солдата не нашлось земляков, которые бы его поддержали, если он чувствует, что его жизнь в опасности, то нужно сначала позвонить родителям и уходить можно, лишь когда они приедут, чтобы встретить его с местными адвокатами, местной прессой и правозащитниками. Самая распространенная ошибка призывников в том, что они бегут домой. А бежать надо в местную военную прокуратуру. А если до нее сотни километров, потому что часть стоит где-то далеко в степи? Тут и нужна помощь прибывших родителей.

Никитина молится за сына, желая, чтобы все у него в армии сложилось хорошо: чтобы командир попался порядочный, сослуживцы человечные, чтобы друзья оказались надежные, а погода не была суровой.

- Почти все проблемы можно решить, - не сомневается Алеткин, - но солдат должен знать: если его все же покалечили или что-то сильно болит, нужно любой ценой попасть в госпиталь - не в медсанчасть! Для этого на вечерней или утренней поверке или лично командиру нужно подать рапорт. А если отказывают в госпитализации - сразу написать жалобу или позвонить в военную прокуратуру и родителям. В госпитале обязательно нужно написать рапорт на имя главврача, чтобы провели военно-врачебную экспертизу. А при выписке из этого учреждения не забыть взять на руки все свои документы, включая приказ об увольнении. Иначе в страховой компании могут отказаться делать выплаты.

И последнее. Если солдат получил в армии инвалидность, необходимо начать ее оформление немедленно по прибытии домой, чтобы бюрократы потом не говорили, что ущерб здоровью солдата был нанесен уже на гражданке.

Айгуль ШАРАФИЕВА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующие 20 »  
Правоохранение и криминал
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 68 (4028) [02.06.2010]
 
 

№ 67 (4027) [01.06.2010]
Инна СЕРОВА
 

№ 66 (4026) [28.05.2010]
 
 

№ 65 (4025) [26.05.2010]
 

№ 63-64 (4023-4024) [25.05.2010]
 

№ 62 (4022) [21.05.2010]
Анна АЛТЫНОВА
Айгуль ШАРАФИЕВА
Светлана ПАПЧЕНКО
Ирина ПЛОТНИКОВА
 

№ 61 (4021) [19.05.2010]
Инна СЕРОВА
 
 

№ 60 (4020) [18.05.2010]
 
 

№ 58-59 (4018-4019) [14.05.2010]
 
Держаться вместе должны не только призывники
Айгуль ШАРАФИЕВА

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет