| № 118 (4078) | 28.09.2010 |
Дорожное противостояние
Дважды наказанные против без вины виноватых
На днях впервые за шесть лет в Казани было возбуждено уголовное дело по редко "работающей" 268-й статье УК - за нарушение пешеходом правил дорожного движения, повлекшее смерть человека. В силу обстоятельств обвиняемым по делу проходит отец погибшего ребенка.
Вечером 17 августа на улице Максимова Рустам Азимов с пятилетним сыном Артемом переходили дорогу в двух десятках метров от зебры. Они уже почти дошли до тротуара, когда их сбила ехавшая со стороны улицы Ленинградской легковушка. Как утверждает один из очевидцев, ее скорость была около 80 км в час, другие говорят, что 60. Из-за отъезжавшего от остановки на противоположной стороне улицы автобуса водитель поздно заметил пешеходов, резко взял влево, но все же их сбил. Мужчину отбросило на тротуар, а мальчика - на дорогу... Азимов-старший получил перелом ноги, а Артем - крайне тяжелые травмы. В больнице ему сделали операцию, но утром сердце мальчика остановилось. А спустя месяц, по завершении расследования по факту гибели Артема, возбудили уголовное дело, главным подозреваемым по которому стал его отец.
- Муж простить себе не может, что пошел не по переходу, - говорит Елена Азимова. - Он сам водитель, правила знает, раньше всегда ходил по переходу и Артема этому учил. А тут, говорит, как затмение нашло. Он очень хороший отец! Понятно, что он правила нарушил, но почему его пытаются сделать виновным? А водитель, выходит, ни за что отвечать не должен? Он ехал мимо остановки, знал, что на дорогу могут выйти люди, мог заранее притормозить. А тормозного следа на асфальте нет!
Это ее предпоследний довод в защиту мужа и в борьбе за справедливость, как она ее понимает. Ведь в правилах дорожного движения есть пункт 10.1, согласно которому водитель должен вести транспортное средство со скоростью, обеспечивающей возможность контроля за движением, то есть с такой, которая при необходимости позволит вовремя остановиться. А самый последний довод остался невысказанным, потому что и так ясно: отец Артема уже наказан сильнее некуда, зачем же теперь уголовное дело, суд?
Ведущий дело старший следователь ССО ГСУ при МВД РТ Павел Лоскутов пояснил корреспонденту "ВК", что тормозного следа нет, потому что на "Шевроле" стоит АБС, предотвращающая скольжение колес при резком торможении. И добавил: факты есть факты, водитель был трезв, люди оказались перед машиной неожиданно, он сделал все что мог, а применение статьи УК из имевших место обстоятельств ДТП вытекает автоматически.
Что касается виновного в этом конкретном ДТП, то его определит суд, и остается надеяться, что он будет снисходителен к потерявшему сына мужчине. Это частный случай. Но... с 1 по 22 сентября при переходе дорог под колеса автомобилей попали 52 пешехода. И 38 из них переходили проезжую часть в неположенном месте. Большинство нарушителей правил дорожного движения - дети и молодые люди от 16 до 20 лет, а еще пенсионеры.
Пожилых гонит под колеса желание сократить путь. Больные ноги не дают дойти до перехода, зато хватает сил перебраться через дорожное ограждение. 1 сентября смертельные травмы при наезде машины получила пенсионерка, которая вместе с подругой переходила Чистопольскую там, где дорогу от тротуара отделяет металлический забор. А через месяц после смерти Артема Азимова, 16 сентября, в том же Авиастроительном районе, на улице Литвинова, на проезжую часть выбежал шестилетний мальчик. Он попал в больницу с сотрясением головного мозга.
Среди пострадавших в сентябре пешеходов-нарушителей правил движения есть еще 12-летняя девочка, мальчики 8 и 13 лет... Им в школе на уроках ОБЖ наверняка объясняли, как нужно переходить дорогу. А с малышами в детсадах уже много лет проводят занятия инспекторы ГАИ. Во многих садиках оборудованы комнаты, где на полу нарисованы разметка и зебры, по которым воспитатели изо дня в день водят малышей. Однако мамы, папы и бабушки стирают из памяти ребятишек правила дорожного движения легким движением руки. Привычно берут детей за ручку и ведут не по зебре, а "где короче".
Не только положительный эффект дало ужесточение закона в отношении водителей. Штрафы за непропуск пешехода на зебре выросли, и машины перед ней останавливаются все чаще. А пешеходы, осознав, что они лучше защищены, теперь шагают, не глядя на дорогу, и там, где зебра есть, и там, где ее нет, идут на красный свет светофора, полагая, что машины их везде и всегда обязаны пропускать, а они ничего и никому не обязаны. Даже посмотреть по сторонам и ускорить шаг при приближении автомобиля.
Кого-то бог милует, а с кем-то случается беда. А потом выясняется, что есть закон и в нем та самая, редко работающая 268-я статья, согласно которой пострадавший в ДТП пешеход превращается в подозреваемого по уголовному делу. И может лишиться свободы на срок до четырех лет. А то, что он уже наказан - увечьем, смертью близкого человека, - смягчающим обстоятельством не является. Мало того, его еще и рублем могут наказать. Водитель, разбивший автомобиль по вине пешехода, после признания того виновным вправе подать гражданский иск о возмещении причиненного ущерба. И почти гарантированно выиграет.
Многие, прочитав это, наверняка начнут костерить таких водителей, мол, рвачи бесстыжие, безнаказанно человека искалечили, а то и убили, и еще денег хотят. А если на месте этих водителей окажется кто-то из ваших близких? Не дай бог такого. Ведь жить им придется с тяжким грузом на душе. Водитель, сделавший все, чтобы предотвратить наезд, и все же сбивший другого человека, по сути, без вины на всю жизнь наказан. И вообще, закон есть закон. Почему пострадавшему по его вине пешеходу водитель обязан возмещать ущерб, а пешеход, спровоцировавший аварию, платить не обязан?
Инна СЕРОВА
|