| № 142 (4102) | 23.11.2010 |
Дело о метадоне ушло в Страсбургский суд
Пожаловался на нарушение прав человека в Страсбургский суд 29-летний ВИЧ-инфицированный Алексей Курманаевский из Татарстана. Он считает, что Россия лишила его возможности получать медицинскую помощь по признанной в мире методике лечения наркоманов.
Алексей рассказывает, что первый раз попробовал героин в 15 лет. Закончить школу не смог, трижды был судим, двадцать раз пытался лечиться в наркологическом диспансере. В последний раз - в августе этого года. Пока держится, героин и другие наркотики не потребляет. С диагнозом ВИЧ он живет уже девять лет. "Если бы в России применяли метадон, у меня был бы шанс и защититься от криминала, и не потерять остатки здоровья", - считает Курманаевский.
В России этот метод запрещен. Готовя жалобу Алексея в Европейский суд по правам человека, правовой аналитик "Агоры" Ирина Хрунова выяснила, что заместительная терапия применяется в 75 странах мира и даже в странах СНГ, за исключением России и Туркменистана:
- В случае если Европейский суд признает факт нарушения прав человека, то он может обязать государство принять меры к изменению ситуации. Так было в первом деле "Калашников против России", когда Страсбургский суд решил, что условия содержания в наших следственных изоляторах не соответствуют европейским нормам.
Дата рассмотрения "дела о метадоне" в ЕСПЧ пока не назначена. По мнению главного врача республиканского наркодиспансера Фарита Фаттахова, даже если этот вид терапии вдруг узаконят, проблем он не решит:
- Сама по себе заместительная терапия никакого эффекта иметь не будет. Я видел в Англии и Штатах центры, где это практикуют, но они никогда не отрывают лечение метадоном от последующей социальной и психологической реабилитации. Эффективность подобного лечения (учитывая факты ремиссии по году и более) составляет 15 - 20 процентов, а у нас в Татарстане без всякого метадона этот показатель достигает 25 - 27 процентов.
|