| № 149 (4109) | 07.12.2010 |
Виртуальный мусор
Спам жил, спам жив, спам будет жить?
Весной следующего года в России планируют ввести уголовную ответственность за спам-рассылку. Мошенникам может грозить вплоть до 5 лет лишения свободы. Однако все же до тюрьмы дело вряд ли дойдет: во-первых, большими штрафами вполне можно ограничиться, считают законодатели, во-вторых, колонии сейчас и без того пытаются разгрузить, ну не за письма же людей сажать, в самом деле.
Чем реже открываешь свой электронный почтовый ящик, тем больше всякого мусора в виде абсурдной корреспонденции там обнаруживаешь. Еще недавно письма от незнакомых отправителей зазывали на сомнительные сайты, в интернет-магазины, блоги, а сегодня цепляют фразами "узнай дату смерти", "имя будущего мужа" или обещаниями, что через минуту ты забудешь о сигаретах.
И ведь никак не закроешь доступ к своей почте подобного рода письмам. Остается только сидеть и оповещать администрацию почтового сервера нажатием соответствующей кнопочки - это, мол, спам. С этого адреса мусор больше не пришлют. А что толку? Возможностей у спамеров уйма.
- Вывести из строя оборудование спам, разумеется, не способен, - поясняет IT-специалист Дмитрий Ионов, - но в потоке недозированной шквальной рекламы легко может потеряться важное письмо. Способов защиты много как на стороне конечного потребителя, так и на стороне провайдера или хостинг-провайдера. Другое дело, что вычислить отправителя бывает очень сложно: черные программисты используют разные технические возможности. Сидит спамер за компьютером в Казани и рассылает непрошеную рекламу казанским же пользователям, но письмо, прежде чем попасть к адресату, может пробежать через весь мир и прийти с какого-нибудь китайского или корейского пиратского сервера.
Впрочем, сейчас рассылкой спама занимаются роботы, в автоматическом режиме забивая наши ящики разнообразной чепухой. И не только ящики. Подобный хлам приходит и в виде sms-сообщений на мобильный телефон, и в системы мгновенных сообщений, да и обычные почтовые ящики наполняют бумажной рекламой, которая потом захламляет подъезды. По большому счету, тот же спам. Только тут заказчик налицо: суши-бар, магазин, сауна, такси. А вот виртуального рекламодателя уличить в недобросовестном распространении рекламы весьма сложно.
- Даже если на законодательном уровне будут закреплены способы борьбы со спамерами и правоохранительные органы начнут успешно их выявлять и привлекать к ответственности, то это все равно мало что изменит, - считает Дмитрий Ионов, - ведь техническим способом можно найти лишь исполнителя, а заказчик рекламы останется как бы ни при чем. Например, в случае с заманиванием пользователей на порносайты - кто его зарегистрировал, кто заказал спам-рассылку, неясно.
Самые популярные почтовые серверы пытаются бороться со спамом. Например, вводят ограничения на количество адресатов, которым можно одновременно отправить письма, или фиксируют количество отправок за единицу времени. Но и здесь есть свои минусы. По мнению IT-специалистов, нередко бывали случаи, когда почтовые службы отсекали самые важные письма, поступившие с неизвестного доменного имени.
- Счет или заказ от некой фирмы отфильтровали. В итоге договор не заключен, а организации друг на друга обиделись. Это пример материального урона, но опять же косвенный, - говорит Дмитрий Ионов.
C юридической точки зрения это еще более сложный вопрос. Сейчас недобросовестных спамеров можно привлечь только к административной ответственности - но не за спам, а разве что за использование персональных данных, а рекламодателей, которые заказывают подобные рассылки, - за нарушение закона о рекламе. Но это единичные случаи - слишком уж много мороки.
Сам закон тоже мало что изменит в ситуации со спамерами, разве что услуги черных программистов могут существенно подорожать, а при условии прежней эффективности часть рекламодателей, возможно, решит, что дешевле рекламироваться законно. Но пока есть спрос, будет и предложение. Так что почаще проверяйте почту!
Юлия ХОРОШИХ.
|