Дети - это
цветы жизни.
Сорвал букет -
подари бабушке.



Образование
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
№ 87 (3653)31.05.2008
Школьные страдания
По-русски пел жаворонок...

В спорах о ЕГЭ, продолжающихся уже который год, мы, похоже, и не обратили внимания, как проклинаемое одними и благословляемое другими тестирование все шире распростирает свои руки в дела школьные. В этом июне уже и в ходе экзаменов для девятиклассников в Татарстане будут впервые применены для тестирования "машиночитаемые бланки", сообщила "ВК" ведущий консультант отдела программно-целевого управления среднего образования Минобрнауки РТ Лилия Амирова.

Татарстан предоставил под федеральный эксперимент по "профильному обучению", включающий тестовый характер экзаменов за курс не только полной средней, но и основной, т.е. 9-классной школы, две площадки - Зеленодольск и Балтасинский район. Там алгебру и русский у всех девятиклассников принимают только по-новому. У школ в остальных городах и районах пока есть выбор.

Эх, попались бы составители
всяких сборников в руки Ноздрева!..
www.cnso.ru

По доброй воле к экспериментальной системе склонились не многие. Лишь около 30 процентов из всех девятиклассников Татарстана будут в этом году сдавать экзамены в новой форме, которую прозвали "малый ЕГЭ". В Казани наибольшую симпатию к тестовой форме экзаменов за 9-й класс Минобрнауки РТ отмечает у школ Советского и Ново-Савиновского районов. Кстати, говорит Лилия Амирова, "название "малый ЕГЭ" - совсем неправильное". Ведь настоящий ЕГЭ за курс средней школы потому называется "единым" и "государственным", что его результаты конкурентоспособны при приеме в вузы по всей России, а результаты экзаменов за 9-й класс могут обеспечить прием разве что в 10-й класс этой же школы.

В традиционной форме будут на следующей неделе сдавать обязательные экзамены более 70 процентов татарстанских девятиклассников. Возможно, кто-то думает, что уж традиционное-то не так страшно, как экспериментальное. Я и сама так думала... Пока не ознакомилась со "Сборником текстов для проведения письменного экзамена за курс основной школы", из которого девятиклассникам в день экзамена по русскому языку будет зачитан текст для последующего изложения с добавлением "творческой части".

В этом замечательном сборнике 73 текста. Меньше трети составляют фрагменты произведений, принадлежащих перу девятнадцати в той или иной степени классических авторов. Остальное - тексты неизвестных авторов - изготовителей книжек типа "1000 занимательных сюжетов из русской истории", литературная непритязательность которых общеизвестна.

Выбор сюжетов тоже поначалу кажется странным, но, если хорошенько подумать, загадка разъясняется. Почему туда попали многочисленные пейзажные экзерсисы? Ясное дело: давно известно, что подробные описания природы наиболее хорошо приспособлены для истязания малолетних читателей.

Я даже не буду останавливаться на многодетных семьях елочек, каждую из членов которых авторы любовно снабжают подробнейшей индивидуальной характеристикой, - если бы мне предстояло такое "подробно пересказать" (это первое задание), я бы загодя повесилась на ближайшей осине во избежание более тяжких мук. Нет, вот простейший (для этого сборника) пример пейзажа в Грузии: "В чистом и высоком небе качался купол собора с крестом, а неподалеку совсем по-российски, беззаботно пел жаворонок, трещали кузнечики в бурьяне да заливались синицы в одичалом лесу...". И что вышло из него в пробном изложении 14-летнего отпрыска моих приятелей? "По-русски пел жаворонок"! Родители его, конечно, в истерике, и мне же их пришлось успокаивать. Чего вы, говорю, к ребенку привязались, не дебил он, а страхом контуженный: когда над тобой собор вместе с куполом и с крестом качается, тут уж не то что жаворонок по-русски - сам по-грузински запоешь!

Но бог с ними, с пейзажами, есть ведь еще сюжеты про людей. Из исторических персонажей составители особенно благоволят к Петру Чайковскому и Льву Ландау: каждому из них посвящено аж по два текста. Почему - кто знает!.. Впрочем, я догадываюсь, почему: эти тексты о Чайковском по степени мучительности практически равнозначны описаниям природы, а Ландау... В процессе "подробного изложения" хотя бы одного из текстов о нем надлежит воспроизвести цитаты из Гоголя, Франса и Пирогова, описать способность Жюльена Сореля в один присест выучить страницу газетного текста... Да знает ли нормальный девятиклассник хотя бы то, кто вообще все эти люди, кто сам этот Дау, полная фамилия которого в тексте упоминается лишь раз, мельком? Причем настолько, чтобы ответить на вопрос "творческой части": "Каким предстает Л. Ландау в данном тексте?"... Каким?! Да попросту гадом, положившим жизнь на то, чтобы испортить существование российским школьникам!

Но уж совсем садистским выглядит требование "перескажите текст подробно" в применении к тексту "Полуправда" (из книги, как указано, "Полусказки"). В общем, так: сначала "лежит Правда посреди улицы, ни в какие ворота не лезет", потом Дурак продавал эту Правду за "спасибо", а Умнику показалось дорого, и два Умника купили ее на двоих - получились две Полуправды (о способе оплаты не говорится - наверное, две полуспасибы). Если подробно этот бред излагать - 2,5 страницы, а если коротко, как я только что, тогда требуется расширенная творческая часть: пусть-ка школьник порассуждает, как вредно резать правду-матку, это ему будет полезно для социализации в современных условиях.

Но, между нами, для школьника в экзаменационной ситуации полсотни неизвестных авторов куда безопаснее, чем один полновесный классик. Взять, например, Гоголя... То есть я Гоголя как раз очень люблю; поэтому сразу догадалась, что ни те, кто включил в этот сборник отрывки из "Мертвых душ", ни те, кто в Минобрнауки РФ утвердил этот сборник как экзаменационный, Гоголя вовсе не читали! Что выйдет из-под пера обычного современного девятиклассника, пытающегося по памяти подробно изложить обычнейший для гоголевского стиля фрагмент: "Лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки, кое-кто был и рябоват, волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер "черт меня побери", как говорят французы"?.. "Они были круглые, рябые, бородатые и без волос, черт их побери"?

Кстати, о Гоголе. Рассказывают, когда его прах переносили с погоста Свято-Данилова монастыря на Новодевичье, гроб раскрылся, и оказалось-де, что тело Гоголя расположено так, будто он перевернулся в гробу. Теперь-то вы понимаете, что у него, обладавшего даром предвидения, были к тому все основания?

Марина ЮДКЕВИЧ

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Образование
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 148 (3714)   [13.09.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 141 (3707)   [03.09.2008]
 

№ 135 (3701)   [22.08.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА
 

№ 134 (3700)   [20.08.2008]
 

№ 129 (3695)   [12.08.2008]
 
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 125 (3691)   [05.08.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 124 (3690)   [02.08.2008]
Айсылу КАДЫРОВА

№ 119 (3685)   [25.07.2008]
Инна СЕРОВА

№ 114 (3680) [16.07.2008]
Анна АЛТЫНОВА
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 110 (3676) [09.07.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 108 (3674) [05.07.2008]
("Татар-информ".)

№ 101 (3667) [25.06.2008]
Анна АЛТЫНОВА

№ 100 (3666) [24.06.2008]
Айсылу КАДЫРОВА

№ 97 (3663) [18.06.2008]
Елена МЕЛЬНИК

№ 90-91 (3656-3657) [06.06.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 87 (3653) [31.05.2008]
По-русски пел жаворонок...
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 82 (3648) [24.05.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет