| № 124 (3690) | 02.08.2008 |
Точка зрения
Американские школы - для нас не идеал
Айрат Димиев - выпускник КГУ, кандидат химических наук, несколько лет преподававший в Казанском сельскохозяйственном институте, в девяностые занимавшийся бизнесом - в 2001 году уехал из России. В США он получил работу учителя химии в обыкновенной школе. "Классная Америка. Шокирующие будни американской школы. Записки учителя" - так называется книга Айрата Димиева, которую он на днях презентовал в клубе читателей "Книжного двора".
Если коротко, то Димиев в своей книге утверждает, что среднестатистическая школа в США не дает ученикам качественных знаний, что в ней немало учеников, которые к десятому классу с трудом научились читать, а простые математические задачи выполнить просто не в состоянии. Рассказывает вопиющий случай про одного американца, который 17 лет проработал в школе учителем, будучи абсолютно безграмотным!..
Мы побеседовали с Айратом Димиевым незадолго до его встречи с читателями.
- У меня ощущение после книги, что в Америке вы надолго уже не задержитесь. Я права?
- В один прекрасный момент обязательно вернусь на родину. Я даже когда уезжал, знал, что рано или поздно вернусь, мне просто хотелось посмотреть мир и заработать деньги. Но при сегодняшнем отношении доллара к рублю больше денег я могу заработать в России. В Америке меня держит... привычка, наверное.
- В США знают, что вы написали книгу о "шокирующих буднях американской школы"?
- Нет, я писал ее для россиян. Сегодня российскую школу постоянно сотрясают реформы, и не секрет, что моделью для них служит американская система образования. Я хочу, чтобы и чиновники из министерства образования, и учителя, и родители узнали об этой системе "изнутри" и поняли, что это не идеал. Что много, очень много хорошего было в советской системе образования, и нам нужно это ценить и по возможности сохранить.
- Как вы думаете, ваша книга, если ее перевести на английский, может обидеть американцев?
- Может, но только потому, что автор - не американец, а какой-то "приезжий русский". Знаете, сами о себе они пишут намного хлеще, критиковать самим свою систему образования - это нормально для Америки.
- За годы преподавания в США у вас были ученики, которыми вы теперь гордитесь?
- Конечно, ведь там среди учеников, как и в России, встречаются как тугодумы и неучи, так и дети с выдающимися способностями. До сих пор помню одну темнокожую девушку, которая после школы поступила в Гарвардский университет. Есть у меня и такие, кто поступил в Принстонский университет. Мы переписываемся. Что они пишут? Обычно такое: "Доктор Димиев, у нас началась химия, это такой примитив по сравнению с тем, что вы нам преподавали!". Приятно.
- Вы - строгий учитель?
- С дисциплиной в классе у меня полный порядок. Нет, я не кричу на них, это запрещено, я умею держать внимание. В американской школе дети подчеркнуто вежливы с учителем, кнопки на стуле у преподавателя совершенно исключены. И вообще, американские ученики - они не вредные, у них совершенно отсутствует озлобленность, присущая российским детям. В подавляющей массе они добры и приветливы как с учителем, так и друг с другом. Еще отличительный момент - они без комплексов абсолютно, в классе могут сидеть, закинув ногу на парту. Причем это не поза, не вызов учителю - это в порядке вещей. Если им скажешь, что вам это не нравится, они больше не будут этого делать в вашем классе.
- Не дети - ангелы, так получается?
- Нет. Просто там все четко следуют инструкциям. Например, дети понимают, что принести оружие в школу плохо не потому, что это плохо, а потому, что это нарушение вполне конкретной инструкции - пункт такой-то, абзац такой-то. Это с детства в них усиленно воспитывается. У меня был случай: во время урока разговаривала черная девочка. В девочке 180 сантиметров роста и не меньше 100 килограммов веса. Так вот, я делаю ей одно замечание, другое - ноль внимания! Следуя инструкциям, я вывожу ее из класса в коридор для приватной беседы, а там наталкиваюсь на завуча. Завуч интересуется, в чем дело, я объясняю. В ответ девочка начинает утверждать, что не делала ничего дурного, что просто объясняла Тиффани непонятную задачу. Фантазирует на ходу! Я еще не знал, как на это реагировать, но знала завуч. Спрашивает ее: "А ты спросила у учителя разрешения помочь подруге?". И девочка, опустив глазки, вспоминает, что есть такая инструкция - спросить разрешения у учителя. Она эту инструкцию нарушила. Я еле сдерживал смех. Девочку-тетю поймали на нарушении инструкции. Громко разговаривать плохо не потому, что это мешает учителю, а потому, что существует такая инструкция.
- Наверняка существует инструкция о пользовании в школе мобильными телефонами?
- Да. Мобильник можно приносить в школу, но на уроке он должен быть отключен. Если телефон зазвонит во время урока, учитель вправе отобрать его у ученика и сдать в администрацию. Там ученику выписывают штраф - 15 долларов. Я, честно скажу, ленюсь относить телефоны в администрацию, возвращаю их ученикам после урока. Но если ситуация повторяется, тогда уже не ленюсь из принципа.
- Родители ваших американских учеников могут попросить вас о дополнительных занятиях со своим ребенком?
- Нет, это запрещено. Я могу быть репетитором только тех детей, которые не учатся в школе, в которой я работаю. У меня такого опыта еще нет.
- В вашем классе висят портреты знаменитых химиков?
- Нет, но это не запрещено. Иногда я вывешиваю лучшие рефераты своих учеников. Ценю, когда они написаны от руки, а не набраны на компьютере. Если от руки - это ведь уже труд, это не скачать из Интернета! Хотя у нас есть специальная компьютерная программа, которая распознает, оригинальный это реферат или копия из Всемирной паутины. Но это можно и без программы распознать, я имею в виду не только свою интуицию. Понимаете, в Америке принято доносить, стукачество - явление массовое. Если один ученик увидел, как другой списывает, он должен донести. И доносит. Гораздо больше, чем друг на друга, ученики доносят на учителей. Так положено. Это активная гражданская позиция. Раньше меня это шокировало, теперь - привык...
Айсылу КАДЫРОВА
|