К желающему власти придут сласти, потом страсти, да в том ему и пропасти. ...



Образование
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
№ 3 (3777)14.01.2009
Учиться - всегда пригодится
Шесть лет испытательного срока, или Академическая карьера в Америке

Аналитики считают, что кризис - отличное время, чтобы заняться образованием. Потому что умнее не паниковать, а "зарабатывать" конкурентные преимущества на будущее. Именно так поступила в кризисном для России 1998 году выпускница филфака КГУ Наталья Рудакова: она поступила в аспирантуру Стэнфордского университета на кафедру антропологии культуры. Получила степень Ph.D (доктор социальной антропологии), а недавно - должность assistant professor ("профессор начального уровня") на кафедре массовых коммуникаций Калифорнийского университета в городе Сан-Диего. Сегодня, когда грянул уже мировой кризис, это редкая удача.

Совсем не академическая фотография

О своем опыте трудоустройства Наталья рассказала мне в письме. И разрешила познакомить с ним читателей "ВК".

- Поиск работы для обычного американского аспиранта начинается за два-три года до окончания аспирантуры. В университетах США неписаное правило: никогда не брать на научно-преподавательскую работу своих выпускников. Считается, что качество образования и исследований требует "перекрестного опыления", то есть постоянного притока "новой крови". Для этого на каждое свободное место объявляется открытый общенациональный конкурс. Весь процесс занимает длительное время, и, если тебе повезет, от появления объявления о вакансии до твоей первой зарплаты пройдет около года.

В моем случае поиск работы занял три года. Первые два я еще числилась аспиранткой Стэнфорда, дописывая диссертацию и читая один лекционный курс в семестр. А последний год поисков работы я преподавала "почасовиком", уже получив степень Ph.D. О том, чтобы оставить меня на кафедре, не было и речи.

Как правило, сегодня в Америке у аспирантов и выпускников со степенью Ph.D поиск работы растягивается от двух-трех до пяти-шести, а то и десяти лет. Из моей "когорты" (ребят, с которыми мы вместе начали учебу в аспирантуре в 1998 году) лишь трое из шести начали работать в должности аssistant рrofessor этой осенью.

Для такой большой и растущей из года в год конкуренции на постоянные рабочие места в университетах США есть несколько причин. Самая очевидная - экономический кризис, приведший к сокращению финансирования государственных вузов, которых в Америке много. Например, в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA) с этого года введено полное замораживание новых рабочих мест ("hiring freeze").

Еще один важный фактор: американские университеты уже не "растут", как это было в 50-е, 60-е и отчасти 80-е годы прошлого века, а количество аспирантов, которым предлагаются стипендии на обучение, продолжает оставаться таким же, как и на пике роста кафедр в 80-х. Еще одна причина жесткой конкуренции - преподаватели изначально ориентируют аспирантов на академическую карьеру. Считается, что отучиться в аспирантуре, а потом пойти работать в частную компанию или в госструктуру - это путь неудачников. Хуже того - это значит идти на сделку с совестью, "продаваясь" властям предержащим. Именно поэтому многие выпускники аспирантур соглашаются на временную преподавательскую работу, которая, конечно, оплачивается в разы хуже постоянной. И берут большую почасовую нагрузку, чтобы более-менее достойно зарабатывать.

Но тут есть ловушка: чем больше времени у тебя уходит на преподавание, тем меньше остается на независимую научную работу, которую ты обязан вести. Именно от качества, оригинальности и значимости твоей научной работы в итоге зависит решение приемной комиссии в том или ином университете принять тебя на вожделенную должность аssistant рrofessor. Если несколько лет после аспирантуры ты занимаешься лишь тем, что преподаешь, а научных работ не публикуешь и не выступаешь на конференциях, то шансы на получение постоянной должности на кафедре резко идут вниз. Мне самой потенциальные работодатели пару раз задавали вопрос: "Почему вы так долго учились в аспирантуре - 9 лет?". Ответ, который нельзя было озвучить, заключался в том, что я выжидала время в поисках работы и не защищалась раньше, поскольку с дипломом Ph.D начинается строгий отсчет времени. Ты обязан делать себе имя в научном сообществе и, следовательно, быть продуктивным. Как гласит известная академическая поговорка, "publish or perish" (публиковаться или умереть).

Процесс поиска работы выглядит так. Осенью появляются объявления в специализированных журналах (в частности, в Chronicle of Higher Education) о вакансиях на тех или иных кафедрах. На каждой такой кафедре формируется приемная комиссия, которая рассматривает все заявки. В заявку нужно включить сопроводительное письмо (cover letter), которое, как сказал мне один из моих научных руководителей в Стэнфорде, должно быть написано так, чтобы "снести приемную комиссию с ног". При обычной теперь конкуренции в 100 - 200 человек на место сопроводительное письмо - единственный шанс кандидата убедить комиссию, что принять на работу она должна именно его.

Второй по важности документ, присылаемый в заявке на работу, - рекомендательные письма. Если сопроводительное письмо кандидата произвело впечатление, члены приемной комиссии станут очень внимательно изучать его рекомендательные письма. Они должны поступать от самих рекомендателей по почте. Но если рекомендательное письмо короче чем на двух листах, твои шансы получить работу резко падают. Третий по важности документ заявки - это академическое жизнеописание, или сurriculum vitae, в котором указываются все твои научные достижения. Особенно важны гранты, публикации и выступления на конференциях, но не любые, а те, что по-английски называются peer-reviewed (отобранные специалистами в твоей области среди других прочих).

Наконец, последний документ заявки на работу - статьи, опубликованные в научных журналах. И в западной, и в российской академической среде все научные журналы делятся на две категории: где решение о публикации статьи принимает только редактор журнала и где редактор принимает решение совместно со сторонними "оценщиками" - специалистами в той области знания, которую затрагивает статья. Публикация в журналах второй категории престижнее.

Как правило, только к началу зимы приемные комиссии составляют списки реальных претендентов на рабочее место ("long short list"). С этими претендентами проводится первый раунд коротких собеседований (15 - 20 минут) на ежегодных научных конференциях. По результатам этих собеседований приемная комиссия отбирает четыре-пять человек ("short list") для визита в университет на саму кафедру, где будет происходить полномасштабное "изучение" кандидата в "боевых" условиях.

Такой визит кандидата в университет полностью оплачивается приглашающей стороной и длится от одного до трех дней. Он включает часовое выступление кандидата перед профессорами и аспирантами кафедры и всеми желающими ("job talk"), показательную лекцию перед студентами кафедры, получасовое собеседование с каждым членом кафедры и получасовые беседы с деканом факультета и с проректором университета по научной работе. Неотъемлемой частью визита являются также неофициальные обеды и ужины с работниками приемной комиссии, где тебя, естественно, тоже проверяют: каким ты будешь коллегой, зануда ли ты, как отзываешься об общих знакомых и т.д.

Не описать усталость, которую испытываешь к концу дня реальных "испытаний" в университете, где надеешься получить работу. Но она забывается, когда приходит долгожданное приглашение на постоянную работу. Здесь важно уточнить: должность аssistant рrofessor постоянная лишь с условием, что ты пройдешь шестилетний испытательный срок. Кстати, в элитных университетах (например, в Гарварде) испытательный срок не шесть, а двенадцать лет.

Чтобы получить бессрочный контракт, за испытательный срок нужно получить от студентов положительные отзывы (анонимные), работать в комиссиях и "оценщиком" статей в журналах, руководить дипломными и диссертационными проектами, вести научную работу...

Айсылу КАДЫРОВА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Образование
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 49 (3823) [31.03.2009]
Инна СЕРОВА

№ 48 (3822) [28.03.2009]
Светлана ПАПЧЕНКО

№ 39 (3813) [14.03.2009]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 15 (3789) [03.02.2009]
Инна СЕРОВА

№ 8 (3782) [23.01.2009]
 

№ 7 (3781) [21.01.2009]
 

№ 3 (3777) [14.01.2009]
Шесть лет испытательного срока, или Академическая карьера в Америке
Айсылу КАДЫРОВА

№ 1 (3775) [12.01.2009]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 207-208 (3773-3774) [30.12.2008]
Айсылу КАДЫРОВА

№ 186 (3752) [22.11.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 184 (3750) [19.11.2008]
 

№ 181 (3747) [14.11.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 180 (3746) [12.11.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 169 (3735) [21.10.2008]
Елена МЕЛЬНИК

№ 157 (3723)   [30.09.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 156 (3722) [27.09.2008]
 

№ 154 (3720)   [24.09.2008]
 

№ 152 (3718) [20.09.2008]
 

№ 151 (3717)   [19.09.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 150 (3716) [17.09.2008]
 

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет