| № 93 - 94 (3867 - 3868) | 11.06.2009 |
ЕГЭ-2009
Замминистра образования стучит по дереву
Сегодня конфликтная комиссия по проведению ЕГЭ в Татарстане рассмотрит 245 апелляций, поданных школьниками после итогового экзамена по русскому языку. Большинство недовольных - выпускники татарских школ, завалившие ключевой предмет и рискующие остаться без аттестата. Тем временем Минобрнауки РТ продолжает борьбу за официальный статус Единого госэкзамена на татарском языке (ЕРЭ), хотя бы в качестве эксперимента на территории республики.
Ученики дурят экзаменаторов, а те - не против
Лучший друг современного школьника на экзамене - сотовый телефон с выходом в Интернет. Технология эффективного использования мобильных устройств на экзамене в красках описана российскими блоггерами: одни "решают" задания, обмениваясь с друзьями и консультантами SMS-сообщениями, другие под партой фотографируют материалы тестов и отправляют их тем, кто способен выслать правильный ответ. Ученику остается лишь переписать его, не привлекая внимания.
Если верить информации Минобрнауки РТ, выпускники в Татарстане - просто мастера конспирации: по итогам сдачи 13 экзаменов, в республике зарегистрировано всего две попытки воспользоваться SMS-шпаргалкой. Одному нарушителю, утверждавшему, что всего лишь хотел узнать, который час, педагоги поверили, второго - отправили на переэкзаменовку.
Где "западающее звено"?
Решить проблему мобильных подсказок можно. Нужно либо глушить в школах сигналы сотовой связи, либо с помощью специальных датчиков тестировать классы на предмет работающей электроники. Но, по большому счету, организаторы экзаменов в этом не заинтересованы. Ведь результаты ЕГЭ-2009 у школьников из Татарстана и так хуже российских показателей. Минимальный балл по географии не смогли набрать 11,3 процента выпускников (в целом по РФ - 10,1), по литературе - 7 (6,5), по биологии - 7,9 (7), по информатике - 12,2 (11) и по русскому языку - 9,4 (6).
Комментируя эти цифры вчера на брифинге, первый замминистра образования и науки РТ Данил Мустафин дал понять, что не видит связи между плохими результатами и большим количеством национальных школ. Он сообщил, что результаты ЕГЭ и пробелы в знаниях учащихся будут подвергнуты глубокому анализу: "Можно вплоть до школы и конкретного учителя увидеть картину - где находится "западающее звено". Если низкое знание предмета показал отдельный класс, экзамен на профпригодность придется держать учителю-предметнику, если успеваемость хромает в целом по школе - будут проверять учебные программы.
Остается надеяться, что лучших педагогов тоже не забудут. На экзаменах по информатике, русскому языку и литературе 24 выпускника в республике смогли набрать максимум в 100 баллов. Наряду с казанскими гимназистами отличный результат продемонстрировали ученицы общеобразовательных школ из Азнакаева, Альметьевска, Нижнекамска...
Чтобы не повторился прошлогодний скандал с ЕГЭ в Балтасях, где школьные задания за деньги решали преподаватели, теперь за чистотой проведения экзаменов следят сотрудники МВД. В республиканском управлении по борьбе с экономическими преступлениями сообщают, что пока на взятках никого не поймали. Со своей стороны, Данил Мустафин уверяет, что присутствие милиции и общественных наблюдателей снижает риск нарушений:
- Все тихо и спокойно проходит, но, думаю, надо постучать по дереву, ведь враг не дремлет, все может быть.
Результаты ЕРЭ действительны лишь в двух вузах
Попытки властей Татарстана и отдельно взятых гимназистов узаконить ЕГЭ на татарском накануне экзаменационной кампании, успеха не имели. В итоге в этом году выпускникам национальных школ РТ предоставили возможность сдавать общеобразовательные предметы (за исключением математики и русского) на родном языке в форме Единого республиканского экзамена (ЕРЭ).
Оказалось, желающих - единицы. Биологию на татарском сдавали семеро, и один из них получил двойку. На экзамен по химии заявились 11 человек, по обществознанию - 37, по физике - 29 и по татарскому языку - 137. Все объяснимо, уверяет замминистра образования и науки Людмила Нугуманова: официально результаты ЕРЭ по татарскому языку и литературе пока признали два казанских вуза - КГУ и ТГГПУ, остальные, по российскому законодательству, вправе отказать абитуриентам с итогами ЕРЭ.
- У нас два государственных языка, и мы работаем над тем, чтобы придать ЕРЭ официальный статус - в это вовлечены депутатский корпус республики и министерство, - говорит Нугуманова. - Пока мы заявились, чтобы ЕРЭ был принят Россией хотя бы на условиях эксперимента. Этот вопрос находится в работе и пока еще не решен...
Похоже, за свой экзамен правительство республики готово сломать не одно перо. Надежды на победу не теряют - президентом республики не велено.
Ирина ПЛОТНИКОВА
|