| № 103 (3877) | 27.06.2009 |
Вырулили!
Права в довесок к аттестату за отдельную плату
| На стареньком учебном грузовичке преподавателям автодела из Ново-Савиновского межшкольного УПК за современными социальными проектами не угнаться |
В советское время у старшеклассников была возможность бесплатно обучиться вождению - таким образом решалась стратегическая задача: в армию шли уже обученные водители. В конце 80-х эта система приказала долго жить, чтобы нынче возродиться, но уже в виде сугубо коммерческого проекта.
Сегодня в Казани трудно найти школьника, который бы не мечтал получить права. Но обучение в автошколе - дорогое удовольствие, и не все родители могут выделить на это из семейного бюджета 12 - 15 тысяч рублей. А бесплатно учат водить автомобиль всего в двух межшкольных учебно-производственных комбинатах: в Вахитовском и Ново-Савиновском районах. По словам завуча Ново-Савиновского УПК Андрея Бровкина, ежегодно они набирают группу из 100 девятиклассников. Анкетирование показывает, что желающих намного больше, но кого чему учить - решает случай.
- Мы и рады бы обучать вождению всех желающих, - сказал корреспонденту "ВК" Андрей Александрович, - да мощности у нас не те: три стареньких грузовика и четыре тоже не новые легковушки. Вот если государство поможет, тогда не будет проблем.
На государство остается надеяться и остальным межшкольным комбинатам. К примеру, директор Московского УПК Ирек Гайнуллин добрым словом вспоминает время, когда в его учреждении школьников обучали вождению. Он сам преподавал автодело. Говорит, что в начале 90-х Рустам Минниханов предлагал возродить прежнюю систему подготовки водителей, даже на совещания тогда директоров УПК собирал, однако проект забуксовал и был забыт, а сейчас самое время о нем вспомнить:
- Чтобы вернуться к нему, у нас есть все, кроме денег. Мы знаем, как подойти к делу грамотно, можем набрать дополнительные кадры, подготовить инструкторов. Помещения и площадки для занятий, считайте, есть - оборудовать их нам по силам. Но кто будет финансировать приобретение автомобилей и топлива для них?
Государство, как выяснилось, готово профинансировать обучение школьников автоделу. Однако помогать УПК, которые сейчас бесплатно обучают их вождению, оно не собирается. Чиновники не планируют создавать автоклассы на существующей базе - они предпочитают создать новую систему с нуля. Ну или почти с нуля - помещения в этом случае ни арендовать, ни приобретать не надо - одним росчерком пера директора школы любой класс легко превращается в автокласс.
Но открывают автоклассы не сами школы - их организацией занимается республиканская организация РОСТО (ДОСААФ). Как объяснила корреспонденту "ВК" зампредседателя организации Любовь Фатхуллина, застрельщиками проекта стали районные организации РОСТО, которые готовят водителей для армии (вот она, связь времен).
- Это социальный проект, - говорит Фатхуллина. - Одновременно решаются три проблемы: школьники с минимальными затратами со стороны родителей научатся водить машину, к окончанию школы получат рабочую специальность и уменьшится безработица, поскольку кадры - инструкторов - планируется набрать и обучить через центры занятости населения. И еще планируется поддержка отечественного автопрома, ведь для школ будут закупаться в лизинг "ВАЗы": "пятерки", "семерки". Мы планируем в этом году открыть в Казани 20 автоклассов, а всего в республике - около 200. В конечном же счете их количество в Татарстане надеемся довести до 1070.
Фатхуллина также сообщила, что себестоимость обучения одного ребенка в автоклассе будет составлять примерно 7,5 тысячи рублей. Планируется, что 5 тысяч заплатят родители ученика, 2 тыс. - республиканский бюджет и 500 руб. вложит РОСТО.
В экономических же расчетах к проекту обучения школьников автоделу значатся следующие цифры. На открытие одного автокласса планируется потратить 315,5 тыс. рублей. Из них 48 тыс. должно вложить минобразования (оборудование класса аппаратурой и программное обеспечение), 69,5 тыс. - министерство труда (покупка машин, обучение преподавателей и инструкторов), 24 тыс. - Фонд безопасности дорожного движения (покупка машин), 83 тыс. - РОСТО (из них, что интересно, 30 тыс. - покупка лицензий на обучение, а еще 53 тыс. - учебные плакаты и стенды, как сказано в пояснительной записке, "по потребности"). При этом налицо дефицит средств - из "дополнительных источников" предполагается найти еще 91 тыс. руб. на каждый класс... Что это за источники, становится ясно из экономических расчетов затрат и доходов от автоклассов. Из таблицы, в которой скалькулированы доходы и расходы инструкторов, следует: автомобили будут приобретаться на заемные деньги и страховаться самими инструкторами.
В масштабах республики на этот "социальный проект" планируется затратить почти 245 млн рублей. В том числе из бюджета - то есть по линии минобраза и минтруда - около 136 млн. Серьезную в условиях кризиса сумму предполагается потратить на проект, который, дав работу максимум тысяче инструкторов и преподавателей, которых еще надо обучить, отнимет часть нагрузки у давно всему обученных специалистов УПК.
Есть и другие причины сомневаться в социальной направленности проекта. К примеру, стать профессиональными водителями стремятся прежде всего дети из семей со скромным достатком. И резонно было бы готовить рабочие кадры бесплатно, как во времена СССР. А то может выйти, что малоимущие родители 5 тысяч рублей на вождение для сына не найдут, а состоятельные, которые и так обучение ребенка в автошколе оплатили бы, получат финансовое послабление.
Кроме того, в коммерческих автошколах сегодня наблюдается отток слушателей: большинство желавших получить права граждан поспешили это сделать до того, как срок обучения вдвое удлинился. И сейчас у инструкторов автошкол работы мало. Любовь Фатхуллина не исключает, что преподавать в школьные автоклассы придут не переобученные безработные, а инструкторы опустевших автошкол, прежде всего из системы РОСТО (ДОСААФ).
Работники частных автошкол в Казани, узнав об этом проекте, запаниковали. Сегодня, говорят они, худо-бедно, работа у нас есть, но, как только вождению начнут учить в средней школе, мы ее лишимся. Заодно исчезнет и основа основ рынка - конкуренция, стимул к тому, чтобы автошколы работали качественно. И стало быть, уровень подготовки начинающих водителей, который и сегодня не ахти, станет еще ниже.
Об этом руководители казанских автошкол говорят охотно, но исключительно на условиях анонимности. Боятся. Наши автошколы разобщены, нет ассоциации или какого-либо другого объединения, которое бы защищало их интересы. А РОСТО - организация, интересы которой теоретически могут лоббироваться на самом высоком уровне.
Инна СЕРОВА
|