| № 69-70 (4029-4030) | 04.06.2010 |
Очередная реформа
Недолго музыка играла
Три с половиной тысячи казанских детей могут "сократить" из музыкальных школ. Оказалось, что в Казани превышен российский норматив: слишком много детей получают "эстетическое воспитание".
Восьмилетняя Камилла проводит в школе почти весь день: после уроков идет в продленку, где занимается и музыкой, и хореографией. День пролетает быстро, а вечером по пути с работы Камиллу забирают родители. Так живут тысячи казанских семей. Вот только с будущей осени привычный для многих уклад может поменяться. Оказывается, Камилла и другие дети, которые с уроков спешат на дополнительные занятия, мешают российскому правительству воплощать в жизнь новый закон о финансировании бюджетных организаций.
Этот документ нацелен на то, чтобы сделать образование необременительным для бюджета: сэкономить на всем "лишнем" и оставить только необходимый минимум, оплачивая его как "госзаказ". Вот только наши дети, как назло, учатся сверх всякой "нормативной" меры: школы, кружки и секции посещает почти половина казанских ребятишек. А в правительстве "подсчитали", что эстетическим воспитанием должны быть "охвачены" только 12% школьников. За них государство и согласно платить. А что делать всем остальным?
Центр экономических и социальных исследований при Кабмине РТ попытался придумать, как натянуть "тришкин кафтан" госзаказа на музыкальные школы: чтобы и старые, которые находятся при управлении культуры, не обойти, и новые, созданные при управлении образования, не обидеть. Только как ни крути, а "песню про это спеть и по уху никого не задеть" все равно не получилось: урезать решили школы при управлении образования. Проверив, как в Казани учат музыке, специалисты ЦЭСИ пришли к выводу, что в школах при управлении образования и программы попроще, и преподаватели похуже. Поэтому и посоветовали мэрии часть этих школ передать управлению культуры. А часть - и вовсе понизить до разряда Центров эстетического воспитания. Для школ при управлении образования эта рекомендация прозвучала как завуалированный смертный приговор. Ведь, по мнению преподавателей, она означала только скорейшее их закрытие. Единым фронтом преподаватели выступили против.
Вот как прокомментировала ситуацию корреспонденту "ВК" директор музыкальной школы №29 при управлении образования Лариса Минзянова:
- Мой муж - сотрудник МВД. Двадцать лет назад, когда он возвращался с работы, дома только и слышалось: "группировки", "арматура", "жилка"... Да что дома, вся страна говорила тогда о казанском феномене. Ни один ребенок не мог дорогу перейти, чтобы к нему не пристали гопники: почему "нашу" улицу пересек? Преступность подобралась тогда очень близко к детям. Сотрудники МВД и мы, педагоги, тогда собирались вместе и думали, что делать. Сегодня наши школы ближе к ребенку, чем пресловутая "улица". Так близко, что учитель за ручку приводит ребенка на урок. И ездить никуда не нужно! И программы написаны так, что заниматься может любой школьник: дети с ДЦП "разрабатывают" руки, есть астматики-флейтисты и талантливые двоечники, над которыми бы, может, издевались в классе, если бы не видели, как прекрасно они выступают на сцене.
- Мы адаптируем программы так, чтобы ребенку было хорошо. Например, 14-летнего подростка на урок музыки приводят под конвоем. Из интерната для детей с девиантным поведением. А проще говоря - из приюта для очень трудных подростков, - подключилась к разговору директор филиала музыкальной школы № 3 Валентина Платонова. - Конвоир остается в коридоре. А ребенок в классе - такой застенчивый. Но голос... Ши-кар-ный! Мы умоляли, чтобы его приводили к нам! И ведь ребенок расцвел.
Педагоги гордятся, что благодаря их усилиям появился новый казанский феномен: в музыкальных школах при управлении образования теперь охвачены эстетическим воспитанием 16 процентов всех школьников Казани. Поэтому в исполкоме на днях и решили не следовать советам ЦЭСИ. В Казани по-прежнему музыкальные школы будут и при управлении культуры, и при управлении образования. Только вот незадача: норматив по количеству учащихся музыкальные школы-то перебрали. В одних только школах при управлении образования - на 4 процента. Казалось бы, мелочь, только это ни много ни мало, а три с половиной тысячи детей. Будут ли "сокращать" их - пока неизвестно.
Кстати, сейчас каждый ученик музыкальной школы обходится государству в полторы-две тысячи рублей. И родители доплачивают от 50 до 180 рублей. Родители восьмилетней Камиллы говорят, что, если их дочку "сократят", оплачивать ее уроки полностью они не смогут.
Айгуль ШАРАФИЕВА
|