| № 81 (4041) | 30.06.2010 |
Концепция образования
Школа всё стерпит
Дети и родители мечтают об углубленном изучении математики и русского, а Минобрнауки РТ углубляется в татарский
Сегодня Комитет по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ заслушает информацию главы Минобрнауки РТ Альберта Гильмутдинова о том, в каком направлении намерены развивать систему образования в ближайшие пять лет. В распоряжении "ВК" оказался полный текст проекта Комплексной государственной целевой программы "Стратегия развития образования в РТ на 2010 - 2015 гг.".
Его уже обсуждали "в закрытом режиме" с практиками системы образования (в частности, в мэрии Казани). Однако ознакомиться с ним по официальным каналам оказалось невозможным. Почему - "ВК" поняла, изучив содержание 7 томов проекта (для их написания в Минобрнауки РТ был образован специальный отдел).
Парламентариям проект будет представлен под поэтичным названием "Кил-чик" - "Будущее". Но начинается он с описания результатов прошедших 5-летних усилий того же Минобрнауки РТ двинуть татарстанскую школу вперед - усилий не особенно удачных, судя по статистике.
В 2298 школах Татарстана - 385,7 тыс. учащихся и 39,6 тыс. учителей. Средняя зарплата учителя по итогам 2009 года едва дотянула до 8,7 тыс. рублей, но с тех пор, по данным Минобрнауки РТ, уже поднялась до 10,4 тысячи.
Бюджетные затраты на одного школьника в год, составлявшие в 2005-м в среднем 16 тыс. рублей, к 2009-му выросли до 31 тысячи - на 93,5 процента, т.е. чуть не вдвое. С толком ли вкладывали деньги во все увеличивающихся масштабах - проще всего судить по сдаче школьниками Единого госэкзамена: результаты ЕГЭ по всем без исключения (!) общеобразовательным предметам в Татарстане ниже, чем в среднем по РФ. Высокобалльные (в диапазоне прежней оценки "5") результаты ЕГЭ у нас получают 8,9 процента от всех сдающих Единый госэкзамен, а по РФ в целом - 13,3 процента. "Очевидно, что качество массового образования неприемлемо низкое", - честно констатирует Минобрнауки РТ в своем неафишируемом документе.
"Сегодня прослеживается прямая зависимость развития способностей ребенка от уровня экономического достатка семьи, - свидетельствует установочная часть программы. - Исследования социального статуса победителей творческих конкурсов, олимпиад, соревнований показали, что в основном это дети материально обеспеченных родителей, имеющих личные ресурсы для привлечения индивидуальных репетиторов, тренеров, или дети научно-педагогических работников, которые сами выступают в роли индивидуальных наставников. В семьях с низким уровнем достатка одаренные дети практически не имеют необходимых условий для развития своих способностей".
Сделав это неожиданное открытие, минобрнауки предлагает заняться "целенаправленной подготовкой одаренных учащихся" с заведением на каждого школьника электронной карты, где отражались бы его успехи. Эти целенаправленные усилия увенчаются заключением договора с татарстанскими вузами... "о льготном зачислении выпускников специализированных учреждений для одаренных детей". Эта идея как нельзя лучше отражает степень адекватности министерского представления о понятии "одаренный": видимо, наши руководители образования полагают, что одаренный школьник не в состоянии сдать ЕГЭ на общих основаниях.
Для улучшения инфраструктуры системы образования придуманы "новые элементы". В частности, такие как "инженерный лицей, физико-математический лицей-интернат и татарская гимназия-интернат". Кроме того, предполагается "создание методических центров - базовых национальных учреждений образования с современной материально-технической базой в каждом муниципальном образовании РТ", причем школы "с родным (нерусским) языком обучения" должны располагаться в новых типовых зданиях и оборудоваться "предметными кабинетами нового поколения" - все ради, как указано, повышения привлекательности и престижа национального образования.
Упоминаний о русских гимназиях проект не содержит вовсе. Зато содержит планы: внесения изменений и дополнений в ФЗ "Об образовании", позволяющие перевести обучение школьников с 1-го по 11-й класс на татарский язык как на основной; проведения государственной (т.е. обязательной) итоговой аттестации выпускников 9-го и 11-го классов по татарскому языку и т.д... Впрочем, в придачу к усиленному преподаванию татарского языка предполагается усилить и обучение иностранным языкам.
Что по этому поводу думают сами виновники стратегического торжества - дети и их родители, можно догадаться по результатам социологического опроса под эгидой Минобрнауки РТ, в котором участвовали по 1,5 тысячи школьников и родителей и 770 учителей. Этот опрос занимает отдельный том, правда, аспекты национального образования в нем представлены всего тремя страницами, в отличие от собственно "Стратегии развития...", где они имеют почетную долю.
Так вот, в качестве предметов, "которые ученики хотели бы изучать по углубленной программе", 53,6 процента учеников назвали математику, 49,6 процента - русский язык, 40,9 процента - иностранный. Татарский в этом рейтинге, получив 6,9 процента голосов, оказался лишь 14-м. Нынешнего количества часов татарского в школьной программе "вполне достаточно", считают 40,7 процента родителей и 38,6 процента учителей. Что "того же уровня знаний можно достичь за меньшее количество часов", убеждены 17,5 процента родителей и 20,6 процента педагогов, а 27 процентов пап и мам и 24,3 процента учителей полагают, что изучать этот предмет можно и факультативно.
Марина ЮДКЕВИЧ
|