Отпуск, как запой -
уйти в него
гораздо легче,
чем из него выйти.



Культура
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
№ 116 (3682)19.07.2008
Первый набор
Не важно, где человек учился - в Москве, Питере или Казани

С нового учебного года Казанский государственный университет культуры и искусств будет готовить профессиональных режиссеров художественных, документальных и рекламных фильмов. Мастером курса согласился стать Эдгар Бартенев.

Бартенев - наш земляк. До того как стать кинодраматургом и режиссером, окончил лечебный факультет КГМИ и 11 лет работал в казанских клиниках невропатологом и реаниматологом. Затем учился во ВГИКЕ (мастерская Веры Туляковой и Одельши Агишева), окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Алексея Германа и Светланы Кармалиты). Как участник специальной программы Резиденции Каннского кинофестиваля в период с 2002-го по 2003 год жил и работал в Париже. Призер многочисленных международных кинофестивалей, сейчас он живет и работает в Санкт-Петербурге.

Вчера Бартенев дал интервью корреспонденту "ВК".

- Эдгар, почему вдруг вам стало интересно преподавать?

- Интересно это стало не вдруг, не сейчас, а много раньше. Я не первый уже год преподаю в Петербургском университете культуры и искусств, мои студенты уже побеждают со своими короткометражными художественными работами на международных и российских кинофестивалях. С нового учебного года появятся у меня студенты и в Казани.

- Вы будете приезжать к ним изредка? Это несерьезно, по-моему.

- Я буду приезжать раз в месяц на три-четыре дня, этого достаточно. Потому что непрерывного общения с мастером методика преподавания кинорежиссуры не предполагает. Эта методика уже отработана европейскими киношколами - в Лодзи, например, так дистанционно учат, в Париже... В основе методики - система заданий, структура каждого задания аналогична структуре производства фильма. С первого курса студенты будут пробовать свои силы не только как режиссеры, еще - как операторы, актеры, звукорежиссеры... Думаю, уже ко второму курсу учебные фильмы казанских студентов можно будет представлять на кинофестивалях и конкурсах.

- Техническая база для этого имеется?

- Пока еще нет. Но я бы не согласился преподавать в Казани, если бы не знал, что в отношении кинопроизводства здесь хорошие перспективы. Обучать "на пальцах" - бессмысленно. Студентам для создания учебных фильмов техническая база нужна минимальная. Я верю, что она в Казанском университете культуры будет, что заведующий нашей новой кафедрой Рамиль Тухватуллин этого добьется. В свое время я уехал из Казани именно потому, что это не киноиндустриальный город. И не я один уехал, можно назвать с десяток имен, которые не могли тут реализоваться. Казань методично теряла профессионалов в области кино. Надеюсь, этот процесс в ближайшем будущем прекратится, здесь появятся национальные кинокомпании, студии...

- А если не прекратится? Выпускник вашего казанского курса сможет найти работу, например, в Москве?

- Легко. Рабочих мест в области кино сейчас очень много. Знаете, не важно, где человек обучался - в Москве, Питере или Казани. Если чувствуешь в себе способность реализоваться как режиссер - не имеет значения, где ты эту инициацию проходишь. Я знаю немало людей, которые учились во ВГИКе, европейских киношколах, но ничего путного из них не вышло. От самого человека, желающего стать режиссером, все зависит.

- И от мастера, наверное, тоже?

- Хорошие мастера помогают своим студентам всю жизнь. От успехов мастера в какой-то степени зависит судьба студента. Вот я учился у Алексея Германа, он выдающийся режиссер и никого из своих учеников никогда не оставляет без поддержки, помощи. Это он помог мне с работой - пригласил в Петербург. Это он создал мне все возможности для старта: я дебютировал на его Киностудии первого и экспериментального фильма в Питере, он был художественным руководителем моего первого игрового фильма "Вальс"...

- Эта картина участвовала в конкурсной программе 55-го Каннского кинофестиваля в 2002 году. Почетно, если учесть, что тогда русское кино в Каннах представляли только два фильма - ваш "Вальс" и "Русский ковчег" Александра Сокурова. Не кажется ли вам, что для того, чтобы добиться успеха, в кинорежиссуру нужно приходить уже в возрасте, с опытом других профессий?

- Времена меняются. Сегодня отечественная киноиндустрия строится по голливудскому лекалу: в огромных количествах снимаются телесериалы, активно развивается новый жанр - фильм выходного дня. Это работа для молодых. Впрочем, возраст особенного значения не имеет. Чтобы стать хорошим режиссером, нужно уметь и знать в кино все. Я, например, считаю, что это режиссер должен придумать историю, а не один только сценарист. Когда режиссера используют только как постановщика чужой истории, чужого сценария, мне это неинтересно. Потому что авторской воли нет в этом случае никакой. Поэтому, кстати, я не снимаю сериалов.

- И не смотрите, наверное. А какое кино вы смотрите?

- Стараюсь быть в курсе всех новинок. Из последнего, что видел и что рекомендую посмотреть всем, - фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка "Жизнь других", "Все умрут, а я останусь" Валерии Гай Германики, "Тюльпан" Сергея Дворцевого, "Свободное плавание" Бориса Хлебникова, "Простые вещи" Алексея Попогребского... Это очень хорошее кино. Кстати, Валерия Гай Германика, получившая за свой фильм специальную премию жюри конкурса "Золотая кинокамера" на последнем, 61-м Каннском фестивале, - ученица Марины Разбежкиной, замечательного режиссера, которая тоже была вынуждена уехать из Казани в свое время...

Айсылу КАДЫРОВА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Культура
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 118 (3684)   [23.07.2008]
Айсылу КАДЫРОВА
 
 

№ 117 (3683)   [22.07.2008]
Айсылу КАДЫРОВА
 

№ 116 (3682) [19.07.2008]
Не важно, где человек учился - в Москве, Питере или Казани
Айсылу КАДЫРОВА

№ 114 (3680) [16.07.2008]
Айя СУЛТАНОВА
("Мир новостей".)
 
 

№ 113 (3679) [15.07.2008]
 
Айсылу КАДЫРОВА

№ 112 (3678) [12.07.2008]
Айсылу КАДЫРОВА
Айя СУЛТАНОВА
 
 
 

№ 110 (3676) [09.07.2008]
Анна АЛТЫНОВА
Айсылу КАДЫРОВА
 

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет