| № 172-173 (3946-3947) | 04.12.2009 |
В антракте
"Я научилась получать от работы кайф"
Самым кассовым спектаклем в Камаловском театре можно считать последнюю премьеру - драму "Кукольная свадьба" по мотивам произведений Гаяза Исхаки. Билеты на нее распродаются в считаные часы. Сценическим бестселлером этот спектакль сделала команда режиссера-постановщика Фарита Бикчантаева, в которой заметно выделяется молодая актриса Нафиса Хайруллина. Это неудивительно: Хайруллина играет в "Кукольной свадьбе" главную роль - красавицу Камар. Играет мощно, незабываемо.
Близкие к театру люди в курсе, что Нафиса - дочь знаменитой татарской актрисы Фирдаус Хайруллиной, ныне, к сожалению, уже покойной. С воспоминаний о ней и начался наш разговор с Нафисой.
- Я не знаю, как бы она отреагировала на мою работу в "Кукольной свадьбе". Понимаете, она была категорически против, чтобы я связывала свою жизнь с театром. Помню, я не раз умоляла ее: "Можно я с другими актерскими детьми в массовке выйду?". Ответом мамы было твердое "Нет!". Когда в театре праздновали ее пятидесятилетие, мне больших трудов стоило получить ее разрешение выйти на сцену и подарить ей цветы... Мама, как она сама мне объясняла, боялась, что я моментально почувствую вкус сцены.
- А что в этом плохого, она не говорила?
- Я была для нее самым главным человеком на свете, она чрезмерно меня любила и оберегала - до пятого класса в школу провожала... До последнего не говорила мне о своем смертельном диагнозе... Она знала театральный мир изнутри, знала, как он непрост, и, видимо, хотела для меня другого будущего... Мне было пятнадцать лет, когда ее не стало.
- Кто помог вам пережить потерю?
- Тетя, родная сестра мамы. Я стала жить в ее семье.
- А ваш отец?
- Я не хочу говорить на эту тему. Извините.
- Нафиса, когда вы поступали в Казанский университет культуры и искусств на курс к Фариту Бикчантаеву, сомневались ли хотя бы секунду, что вас могут не принять?
- Я всегда мечтала стать актрисой Камаловского театра, и уверенность, что поступлю, была железной. Я поступила, а на втором курсе вдруг почувствовала, что погорячилась с выбором профессии. Просто сначала мне все давалось легко, а тут вдруг оказалось, что на экспромтах и природном обаянии далеко не уедешь, что нужно в буквальном смысле работать над ролями. Из отчаяния меня вывел Фарит Бикчантаев. Как? Просто заставил работать, а со временем я научилась получать от работы кайф.
- Работа театрального актера оплачивается в Казани до обидного маленькими гонорарами. Вам не кажется, что пойди вы, например, в модельный бизнес, то ваша карьера и заработки адекватнее соответствовали бы вашим данным?
- Я еще школьницей была, когда меня начали приглашать в различные модельные агентства. Но меня это не воодушевляло, я мечтала о Камаловской сцене. Не помню, кто именно из актеров однажды признался: "Удивительно: я играю в театре, занимаюсь любимым делом, а мне еще за это деньги платят!". Я готова подписаться под этим признанием.
- Свою первую роль вы сыграли в Камаловском театре, будучи студенткой. Значило ли это, что вас гарантированно возьмут потом в штат этой знаменитой труппы?
- Нет. Я играла Надиму в интеллектуальной комедии "Корова" по одноименному произведению Назыма Хикмета, спектакль ставил Эдуард Шаихов из Уфы - ученик знаменитого режиссера Ривката Исрафилова. Я мучительно готовила эту роль, переживала, что не могу ничего своего дать персонажу. Я долго не понимала Надиму. И Эдуард, помню, мне говорил: "Если тебя не возьмут потом в Камаловский, не переживай. Ты талантливая, Исрафилов тебя точно возьмет!".
- По-моему, роль Надимы из "Коровы", если сравнивать ее с ролью Камар из "Кукольной свадьбы", просто чепуха. И мне интересно, что своего вам удалось дать Камар? В вашей жизни были ситуации, схожие с эпизодами ее тяжелой жизни?
- К счастью, нет. Одинаковое с ней у нас только одно: повышенная эмоциональность, неумный дар поступать сгоряча. Только я в отличие от Камар всегда жалею потом о таких поступках... Понять, принять и полюбить Камар, не сфальшивить, играя ее - сначала добропорядочную гордячку, потом спившуюся проститутку, потом страдающую женщину и в финале "возрождающуюся из пепла", - мне помогли режиссер, актеры - партнеры по спектаклю, и книги. Особенно "Яма" Куприна. Я с наслаждением, интересом и колоссальной отдачей репетировала в этом спектакле, а когда наступил день премьеры, мне было ужасно жалко показывать нашу работу зрителям. Для меня это был и есть такой ценный опыт, что делиться с посторонними не хотелось.
- Может, это был страх?
- Нет. Трудно объяснить... Но сейчас, кстати, я уже не чувствую в себе этой ненормальной скупости. Мне даже приятно ощущать, как наш спектакль гипнотизирует зрительный зал.
- Нафиса, вас уже узнают на улицах?
- Да, случается. Но я редко прогуливаюсь, практически никогда не оказываюсь в незнакомых компаниях, театр и дом - вся моя жизнь.
- Машину водите?
- Уже четвертый год я за рулем. Сейчас у меня Volkswagen Polo.
- Один из вопросов, который интересует практически всех ваших поклонников - посетителей сайта Камаловского театра, это - замужем ли вы?
- Пока не собираюсь. Сейчас театр, работа - на первом месте. Кстати, я еще ни разу не видела сайт нашего театра. Мне стыдно, но Интернет для меня - это мир, который я еще не открыла. Для начала надо будет собраться и купить ноутбук.
- На что вам никогда не бывает жалко тратить деньги?
- Я всегда легко расстаюсь с деньгами. И что бы ни случилось, никогда не экономлю на подарках друзьям, на еде и на косметике...
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Айсылу КАДЫРОВА
|