Хромая лошадь - это и есть Россия. Все что осталось от птицы-тройки... Станисл ...



Культура
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
№ 175 (3949)09.12.2009
Документальное кино
"У нас в Париже так принято, слушай"

Премьера документального фильма "Путь нагайбаков: долг, боль и свет" прошла в воскресенье в кинотеатре "Мир". Команда режиссера Салавата Юзеева снимала его в Париже, Касселе, Фер-Шампенуазе и Остроленке - селах Нагайбакского района Челябинской области. Показ киноленты приурочили к окончанию Первого форума кряшенской молодежи в Казани.

Нагайбаки - малочисленная этнографическая группа татар, преимущественно православных, живущих в Верхнеуральском районе Челябинской области и в Башкирии. Среди исследователей нет единой точки зрения по вопросу о происхождении этого народа. Согласно наиболее распространенной версии, это потомки ногайских татар, не ушедших с основной частью Ногайской Орды и осевших на реке Ик (приток Камы) после взятия Казани Иваном Грозным.

В тридцатых годах девятнадцатого века нагайбаки были обращены в казачье сословие, после организации Оренбургского казачьего войска вошли в его состав и казаки Нагайбакской станицы. Значительный вклад они внесли в победу над французскими войсками в Отечественной войне 1812 года и в период заграничного похода русской армии в 1813 - 1814 годах. Известно, что тогда царским правительством новолинейным казачьим постам, крепостям и станицам были присвоены названия, связанные с победами Российской армии во Франции и Германии: Кассель, Остроленка, Фер-Шампенуаз, Париж, Треббия...

Фильм Салавата Юзеева воспринимается не как авторское произведение искусства, а как образовательный проект. Роль лектора в нем невольно играет музыковед-этнограф Геннадий Макаров: сидя на камне у живописного ручья, он с воодушевлением и заметным уважением к нагайбакам рассказывает о них зрителям. Разумеется, сами нагайбаки тоже снялись в фильме Юзеева.

"У нас в Париже так принято, слушай", - доверительно говорит режиссеру один из героев картины. И начинает рассказывать о необыкновенном трудолюбии и чистоплотности нагайбаков, а в качестве неприятной национальной черты характера называет завистливость. Выражается она в том, что построит, допустим, нагайбак дом, а сосед из зависти возьмет - и тоже себе дом построит, только красивее и дороже в несколько раз.

Нагайбаки в фильме Юзеева демонстрируют национальные наряды, поют народные песни... А в беседах с режиссером нет-нет да признаются с грустью: "Моя внучка любит эти песни, но считает, что мы поем по-турецки", "Мы обрусели", "Дети наши в селе не живут, все в город уехали"... Мысль о том, как важно сохранить самобытную культуру этого народа, возникает сама собой.

Айсылу КАДЫРОВА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Культура
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 176 (3950) [11.12.2009]
Айсылу КАДЫРОВА
 
Айсылу КАДЫРОВА

№ 175 (3949) [09.12.2009]
 
"У нас в Париже так принято, слушай"
Айсылу КАДЫРОВА
 

№ 174 (3948) [08.12.2009]
 
Айсылу КАДЫРОВА
 
 

№ 172-173 (3946-3947) [04.12.2009]
Айсылу КАДЫРОВА
Айсылу КАДЫРОВА

№ 171 (3945) [02.12.2009]
Сергей КОЗИН
 
 
Айсылу КАДЫРОВА
Айсылу КАДЫРОВА

№ 170 (3944) [01.12.2009]
Айсылу КАДЫРОВА
 
 

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет