| № 175 (3949) | 09.12.2009 |
Документальное кино
"У нас в Париже так принято, слушай"
Премьера документального фильма "Путь нагайбаков: долг, боль и свет" прошла в воскресенье в кинотеатре "Мир". Команда режиссера Салавата Юзеева снимала его в Париже, Касселе, Фер-Шампенуазе и Остроленке - селах Нагайбакского района Челябинской области. Показ киноленты приурочили к окончанию Первого форума кряшенской молодежи в Казани.
Нагайбаки - малочисленная этнографическая группа татар, преимущественно православных, живущих в Верхнеуральском районе Челябинской области и в Башкирии. Среди исследователей нет единой точки зрения по вопросу о происхождении этого народа. Согласно наиболее распространенной версии, это потомки ногайских татар, не ушедших с основной частью Ногайской Орды и осевших на реке Ик (приток Камы) после взятия Казани Иваном Грозным.
В тридцатых годах девятнадцатого века нагайбаки были обращены в казачье сословие, после организации Оренбургского казачьего войска вошли в его состав и казаки Нагайбакской станицы. Значительный вклад они внесли в победу над французскими войсками в Отечественной войне 1812 года и в период заграничного похода русской армии в 1813 - 1814 годах. Известно, что тогда царским правительством новолинейным казачьим постам, крепостям и станицам были присвоены названия, связанные с победами Российской армии во Франции и Германии: Кассель, Остроленка, Фер-Шампенуаз, Париж, Треббия...
Фильм Салавата Юзеева воспринимается не как авторское произведение искусства, а как образовательный проект. Роль лектора в нем невольно играет музыковед-этнограф Геннадий Макаров: сидя на камне у живописного ручья, он с воодушевлением и заметным уважением к нагайбакам рассказывает о них зрителям. Разумеется, сами нагайбаки тоже снялись в фильме Юзеева.
"У нас в Париже так принято, слушай", - доверительно говорит режиссеру один из героев картины. И начинает рассказывать о необыкновенном трудолюбии и чистоплотности нагайбаков, а в качестве неприятной национальной черты характера называет завистливость. Выражается она в том, что построит, допустим, нагайбак дом, а сосед из зависти возьмет - и тоже себе дом построит, только красивее и дороже в несколько раз.
Нагайбаки в фильме Юзеева демонстрируют национальные наряды, поют народные песни... А в беседах с режиссером нет-нет да признаются с грустью: "Моя внучка любит эти песни, но считает, что мы поем по-турецки", "Мы обрусели", "Дети наши в селе не живут, все в город уехали"... Мысль о том, как важно сохранить самобытную культуру этого народа, возникает сама собой.
Айсылу КАДЫРОВА
|