| № 176 (3950) | 11.12.2009 |
Приятный разговор
"Люблю говорить о моде и прочей дребедени"
Интерес к Айгель Гайсиной возник у меня после комплиментов московского поэта и писателя Дмитрия Быкова в ее адрес ("природное дарование", "поэт гениальный и прозаик неплохой"). И усилился после ее выступления на Казанском поэтическом слэме-2009: Гайсина стала победителем этого состязания.
"Я люблю тебя, Гульзида, ты звезда!/ Ты единственная женщина, рядом с которой я всегда/ Могу позволить себе быть грязным, слабым, запойным,/ Скучным, вялым, ленивым, тупым, назойливым..." - блестяще читала она в финале свое стихотворение, написанное от лица "простого парня". И было понятно, что рифмованные стенания этого паренька имеют все шансы стать для любителей современной поэзии хитом.
- Приятно, конечно, стать победителем. Но серьезно я к этому не отношусь. Как говорит поэт Гена Стечкин, слэм - это способ весело провести время и только потом - поэтическое состязание. Хотя если сравнивать победу в слэме с победой в серьезном литературном турнире, я бы, наверное, выбрала слэм. Для меня живая оценка людей "со стороны" важнее, чем оценка профессионалов. От бесконечного чтения стихов люди теряют непосредственность восприятия, - говорит Айгель. - А народ, который пришел на этот слэм, был искренним, радовался, отдыхал. Мне важно было не выиграть, а быть на одной волне с этим гудящим и чутким залом, обмениваться с ним энергией не стиха даже, а любви, молодости, жизни.
- Поэт - это для вас профессия?
- В некотором самом неожиданном для меня смысле - да. Я работаю в издательстве открыток литературным редактором, и часть моей работы - это писать поздравительные стихи. В остальном профессия поэта (который с большой буквы) сопряжена с набором слишком неприятных для меня стереотипов: бедность, безумие, разочарования. Помню единственный период в жизни, когда я не сомневалась, что я поэт: мне было лет пять, жила я тогда в Набережных Челнах. Потом начала писать песни. Будучи плохим поэтом и музыкантом, стала неплохой, как модно сейчас говорить, singer-poet. Теперь я песен не пишу, но в Челнах до сих пор кто-то помнит меня как барда. А по диплому я политолог, выпускница КГУ. Пишу диссертацию о политической мифологии в постиндустриальном обществе. Вот кончатся стихи - буду искать поэтику в политике.
- Не было желания уехать в Москву, закрепиться в столице?
- Я жила там какое-то время, но мне интереснее переезжать: менять квартиры, города... Как-то наткнулась на исследования доктора Д`Адамо, любопытно, что людей с третьей, как у меня, группой крови он называет "кочевниками".
- Где вы кочевали, когда увидели первого в своей жизни настоящего, здравствующего поэта?
- Отдыхала в творческом лагере, журналистику там преподавал поэт Айрат Бик-Булатов. Я школьницей была - восторженной рокершей. Он видел мои самые первые стихи, смеялся, конечно. Уже потом я подружилась с "Обществом Мертвых Поэтов" и другими литературными объединениями. Сейчас ни в какие поэтические союзы я не вхожу, стыдно признаться, но я не люблю обсуждать стихи. Вообще не люблю разговаривать на литературные темы, я в них теряюсь, у меня память плохая, я вечно ничего не помню: ни стихов, ни авторов, ни персонажей. И мне не нравится эта атмосфера: мы непонятые гении, все плохо... Не люблю наслаждаться страданиями. Если кто-то обругает мое стихотворение, я сяду и сочиню песню или рассказ напишу. Хотя, надо признаться, лучше всего на творчество меня вдохновляют комплименты.
- Кто вдохновил вас переводить на русский язык стихи татарских поэтов?
- Есть такой волшебный йог и писатель Дамир Гиниятуллин. Он привел меня в Союз писателей Татарстана, познакомил с Аленой Каримовой и Лилей Газизовой, я стала внештатным переводчиком. Были авторы, которых я переводила с большим удовольствием - Луизу Янсуар, например. Однако сказать, что я стала хорошо разбираться в современной татарской литературе, не могу.
- А в современной русской литературе?
- Я не филолог, я люблю говорить о совсем других, наверное, не достойных истинного поэта вещах. О моде, знаках зодиака и прочей дребедени. В школе я воспитывалась на Достоевском, в университете - на философах-постмодернистах, но никак не на современной русской литературе.
- Но любимые авторы-то у вас есть?
- Из современных поэтов мне нравятся Федор Сваровский, Анна Русс, из прозаиков обожаю Людмилу Петрушевскую...
- Айгель, кто первым читает ваши произведения?
- После мастер-класса Дмитрия Быкова на "Аксенов-фесте" я вдруг стала меньше стесняться своих текстов. И все же по-прежнему робею перед близкими, предпочитаю, чтобы первыми читателями были люди со стороны: публикую свои произведения в ЖЖ, например. Поначалу я вообще на всякий случай придумала себе псевдоним "Азра Иггелем". Понимаете, мне не стыдно говорить о том, что я, например, варю мыло и делаю ювелирные украшения, я этим хвастаюсь от всей души. А вот в том, что я пишу стихи и рассказы, как-то все еще неловко признаваться.
- Стало быть, вы не из тех, кто стремится к славе?
- Смотря к какой. В свое время меня огорчал контингент людей, слушавших мои песни: такие они были несчастные, неопрятные... Я хочу, чтобы все у меня было чистенько и аккуратненько. И в творчестве, и вообще.
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Айсылу КАДЫРОВА
|