| № 20-21 (3980-3981) | 19.02.2010 |
Шаляпинский фестиваль
"Тогда я сделал лучшее в своей жизни: закрыл рот"
Открытием XXVIII Шаляпинского фестиваля можно считать солиста из Национального оперного театра Мангейма Михаила Агафонова. Специально для казанского дебюта он подготовил партию Германа в "Пиковой даме" Чайковского, а в "Борисе Годунове" исполнил партию Самозванца.
Агафонов пел так, что им были бы довольны самые придирчивые ценители оперного искусства, живущие, как известно, в Парме. Много лет назад они опубликовали в "Gazzetta di Parma" своеобразный манифест: "Покупая билет в оперу, мы, по сути, арендуем театр и нанимаем оркестр, дирижера, хор, солистов - одним словом, всех служащих театра. Мы - их работодатели; театр и заработки артистов - это деньги наших налогов и выручка за билеты. Таким образом, ИМ платят за то, чтобы они радовали НАС своим искусством, и обратного не дано"...
| Михаил Агафонов исполняет партию Германа в концертной версии "Пиковой дамы" Чайковского | - В этом году у меня юбилей: 35 лет на сцене! - сразу сообщил мне Михаил Агафонов. Потом пояснил, что еще школьником пел в знаменитом Детском хоре Института художественного воспитания Академии педагогических наук под управлением профессора Владислава Соколова.
- Стало быть, с детства мечтали стать певцом?
- Да. В 1993 году окончил ГИТИС, и меня пригласили в Большой театр, где я дебютировал в партии Ленского в "Евгении Онегине" Чайковского. Все складывалось удачно: кроме работы в Большом пел по приглашениям в театрах Таллина, Стокгольма, Берлина, Вены... В 1997 году я получил стипендию австрийского Центра Герберта фон Караяна, уехал на год в Вену. Но так получилось, что пришлось задержаться, а потом и вовсе не возвращаться в Россию.
- Кое-кто считает: все, что происходит, только к лучшему.
- Я тоже так считаю. Успел поработать в венской Фольксопер, венской Штаатсопер... Пел в Королевской опере в Стокгольме, Берлинской государственной опере, лондонском "Ковент-Гардене"... С 2001 года живу в Мангейме, а работаю не только в Германии. У меня много приглашений: сотрудничаю с Канадской оперой, Новой израильской оперой... Приглашение на Шаляпинский фестиваль получил в Антверпене. У меня там были спектакли "Мадам Баттерфляй", и на одну из репетиций приехала шеф Казанской оперы Гюзель Хайбулина...
- На фестивале она предложила вам исполнить партии из русских опер, которые, наверное, практически не ставят в тех театрах, где вы сейчас поете?
- Ставят, но редко. Самозванца в "Борисе Годунове" я пел в Вене на немецком языке. Пою эту партию в Мангейме, но там "Борис..." идет по-русски. Разумеется, так богато, как в России, "Бориса Годунова" в Европе не ставят... Партию Германа выучил специально для Шаляпинского фестиваля. Кстати, вполне возможно, что в следующем сезоне "Пиковую даму" поставят в Мангейме.
- Михаил, вам приходилось отказываться от партий?
- Один раз. Подробно рассказывать не хочу. Скажу только, что, прежде чем сказать "нет", я тысячу раз сказал "да".
- Какие музыкальные проекты вы бы назвали крупной творческой удачей в своей карьере?
- Первое, что приходит в голову, это Шаляпинский фестиваль. Считаю крупной удачей и везением, что стал его участником. В спектаклях этого фестиваля заняты лучшие вокалисты современности, быть с ними в одной компании - престижно. А еще считаю удачей свое участие в "Войне и мире" Прокофьева в Канадской опере. В 2008 году на эту постановку меня пригласил знаменитый дирижер Ричард Брэдшоу, ныне покойный. Знаете, я не поклонник романа "Война и мир", не очень мне и опера нравилась, но... Помню, однажды режиссер Борис Покровский рассказывал мне, как Прокофьев впервые представлял "Войну и мир" в Большом театре. Покровский был самым молодым в этом кругу избранных, он слушал сочинение Прокофьева и размышлял примерно так: надо будет сказать композитору, чтобы он переделал вот этот момент, а еще вот этот... А потом, когда Прокофьев закончил играть, Покровский, приготовившийся выступить с критикой, увидел, что все слушатели - уважаемые музыканты - плачут. "Тогда я сделал лучшее в своей жизни: закрыл рот", - сказал он мне. Это я к чему рассказываю? Когда маэстро Брэдшоу предложил мне партию Пьера Безухова в "Войне и мире", я тоже сделал лучшее в своей жизни: закрыл рот. Не стал говорить, что не люблю это произведение. А теперь, и это удивительно, "Война и мир" Прокофьева - одна из самых любимых моих опер, а Безухов - любимая партия. Как я понимаю, до гениальной музыки Прокофьева нужно дорасти.
- Пожалуйста, назовите имена своих коллег-современников, которых считаете выдающимися исполнителями. Кто, по-вашему, войдет в историю?
- Из теноров - Йохан Бота из Южной Африки. Из сопрано - венгерка Эстер Шумеги. Из баритонов - итальянец Паоло Гаванелли. Я называю только тех, кого видел и слышал, с кем вместе пел. Это потрясающие, великолепные вокалисты!
- А из участников Шаляпинского фестиваля вам кто понравился?
- Плохих здесь нет, точно вам говорю. Специально я слушал только Ахмеда Агади, Бориса Стаценко и Хиблу Герзмаву. Ну, это мастера, конечно... Знаете, когда я сам не пою, мне трудно смотреть оперный спектакль, особенно если и эта опера в моем репертуаре. Я моментально начинаю петь сам!
- Подпевать?
- Нет, до этого еще не доходило (смеется. - А.К.). Как же объяснить... У меня связки начинают работать, я мысленно пою, понимаете? И так потом устаю! Поэтому и не слушаю коллег накануне своих выступлений...
Фото предоставлено театром им. Мусы Джалиля.
Айсылу КАДЫРОВА
|