Живем как
положено,
а положено
у нас на все.
Стас Янковский



Культура
  « Предыдущие 20Следующая статья »  
№ 23 (3983)26.02.2010
Эхо Шаляпинского
Алессандро Сафина явно не ожидал конкуренции

Завершившийся XXVIII Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина в очередной раз доказал: певческий голос - то немногое, что никогда и ни за что не купишь. Это Божий дар. И бесспорно то, что в спектаклях и на гала-концертах фестиваля звучали одни из самых красивых голосов нашего времени: лирико-колоратурное сопрано Альбины Шагимуратовой и Хиблы Герзмавы, драматическое сопрано Гульзат Даурбаевой, тенор Михаила Агафонова, баритон Бориса Стаценко, бас Михаила Казакова...

Механизм фестивалей таков, что зачастую зрителям на спектаклях можно сидеть с закрытыми глазами, слушая оперу, как по радио. Потому что за две репетиции мало кто из приглашенных вокалистов успевает "обжить" казанскую сцену, привыкнуть к незнакомым партнерам и свободно себя чувствовать в новой для себя постановке. Актерских откровений ждать не приходится. И если говорить о спектаклях, то самыми удачными из десяти, вошедших в репертуар фестиваля, была последняя премьера театра имени Джалиля - "Мадам Баттерфляй" Пуччини в постановке Михаила Панджавидзе (ее исполнял премьерный состав). И оперы, в которых звезды фестиваля уже пели на гастролях в Казани. Это "Травиата" Верди с Мельбой Рамос и Ахмедом Агади, "Борис Годунов" Мусоргского с Михаилом Казаковым и Ириной Макаровой.

А лучшим спектаклем фестиваля я бы назвала "Риголетто" Верди (режиссер - Михаил Панджавидзе). Потому что это редкость: слушая и видя "запетую до дыр" оперу, понимать, что стал свидетелем чего-то, что больше, чем сегодняшний день. Этот спектакль - такой, каким его представили на Шаляпинском - произвел бы фурор где угодно. Изумительно звучал оркестр под управлением Рената Салаватова, не просто убедительно - пронзительно играли свои роли Борис Стаценко (Риголетто), Альбина Шагимуратова (Джильда), Георгий Ониани (герцог Мантуанский), Сергей Ковнир (Спарафучиле), Зоя Церерина (Маддалена)... Знаменитые хиты из этой оперы - арию Джильды "Caro nome" и квартет "Bella figlia dell`amore" - по-моему, можно было смело бисировать.

На мой взгляд, Борис Стаценко и Альбина Шагимуратова - главные звезды XXVIII Шаляпинского фестиваля. Кроме "Риголетто" они пели и в других спектаклях: Стаценко исполнил партию Томского в "Пиковой даме" Чайковского, Шагимуратова - Царицу ночи в "Волшебной флейте" Моцарта. Если в "Пиковой..." выдающееся мастерство кроме Стаценко продемонстрировал тенор Михаил Агафонов (Герман), то в "Волшебной флейте" оглушительное во всех смыслах впечатление произвела только Шагимуратова. Знаменитую арию второго акта "Der Holle Rache" с четырьмя нотами фа третьей октавы она исполнила с такой обескураживающей легкостью и точностью, что у знатоков появилась надежда когда-нибудь услышать в исполнении Альбины уникальную концертную арию "Popoli di Tessaglia...": Моцарт сочинил ее для феноменальных колоратурных сопрано, берущих ноту соль третьей октавы.

Особенностью XXVIII Шаляпинского можно считать мощный "клан сопрано" среди его участников. В принципе, на оперном рынке сопрано никогда не были дефицитом: это самый нередкий женский голос. Редкость - сопрано красивого, приятного тембра. На фестивале кроме Альбины Шагимуратовой, чье сопрано ценят уже во всем мире, были заняты Хибла Герзмава (Мими в "Богеме"), Сишенг И (Чи-Чио-сан в "Мадам Баттерфляй"), Мельба Рамос (Виолетта Валери в "Травиате"), Млада Худолей (заглавная партия в "Аиде"), Нуржамал Усенбаева (Памина в "Волшебной флейте"), Гульзат Даурбаева (Турандот в финале одноименной оперы на гала-концертах). Это одни из лучших, конкурентоспособных сопрано нашего времени. Соответствовали их уровню и меццо-сопрано - Зоя Церерина, Ирина Макарова. Этот список можно бы было дополнить солисткой Национальной оперы Греции Викторией Дина-Маифатовой, которую пригласили на партию Амнерис в фестивальной "Аиде". Но певица заболела, и о красоте и силе ее голоса можно было только догадываться.

В сильной команде басов (Михаил Казаков, Михаил Светлов-Крутиков, Сергей Ковнир, Эдуард Цанга) я бы выделила Сергея Ковнира из Национальной оперы Украины. Как некогда тенор Ахмед Агади, он стал самым стойким и надежным вокалистом оперного марафона: участвовал в половине спектаклей фестиваля.

А что касается теноров, то собранная шефом Казанской оперы Гюзель Хайбулиной для гала-концертов тройка - Ахмед Агади, Марио Миура и Георгий Ониани - глубоко, говорят, ранила статусного гостя фестиваля - эстрадного итальянского тенора Алессандро Сафина. Он заметно расстроился, услышав на репетиции каждого из них (все легко берут "до" второй октавы) и, по слухам, именно от огорчения, что не соответствует уровню коллег, выступил на гала, что называется, без огонька...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Айсылу КАДЫРОВА

Версия для печати


  « Предыдущие 20Следующая статья »  
Культура
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 23 (3983) [26.02.2010]
Алессандро Сафина явно не ожидал конкуренции
Айсылу КАДЫРОВА
 
Айсылу КАДЫРОВА
Айя СУЛТАНОВА

№ 22 (3982) [24.02.2010]
Луиза ИГНАТЬЕВА
Айсылу КАДЫРОВА

№ 20-21 (3980-3981) [19.02.2010]
Айсылу КАДЫРОВА
 
 
 
 
 

№ 19 (3979) [17.02.2010]
 
 
 

№ 18 (3978)  [16.02.2010]
Айсылу КАДЫРОВА
Инна СЕРОВА
Айсылу КАДЫРОВА

№ 17 (3977) [12.02.2010]
Айсылу КАДЫРОВА
 

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет