| № 39-40 (3999-4000) | 02.04.2010 |
Гастроли
Николай Петров: "Звание народного артиста СССР я снял с афиш сгоряча"
Знаменитый пианист Николай Петров в шутку называет свой фортепианный дуэт с не менее знаменитым Александром Гиндиным "мезальянсом". Это музыканты разных поколений и исполнительских школ, объединяет их любовь к искусству фортепианного ансамбля. В воскресенье в БКЗ им. Салиха Сайдашева Петров и Гиндин представят программу "Вечер фортепианных дуэтов", и есть немало оснований полагать, что этот концерт станет выдающимся событием в культурной жизни Казани.
| Николай Петров на I музыкальном фестивале имени Натана Рахлина; Казань, 19 марта, 2006 год. | На днях корреспондент "ВК" созвонилась с Николаем Петровым.
- Здравствуйте, Николай Арнольдович. Я помню ваше последнее выступление в Казани: в 2006 году, на I фестивале имени Натана Рахлина вы играли с Симфоническим оркестром Татарстана Пятый концерт Бетховена. Публика, которая чуть ли не на люстрах висела, устроила вам потом овацию...
- Это не моя вина, что я так давно у вас не был. Меня долго не приглашали, вот и все. Я бы с удовольствием ездил к вам чаще. Видимо, все это время не совпадали возможности: мои и "казанской стороны".
- Скорее всего, вы очень дорогой для "казанской стороны" артист.
- Я - артист не дешевый. Но и не бандит. У меня адекватный моему уровню гонорар.
- Помните свой первый гонорар?
- 10 рублей! Я получил их летом 1962 года, мне было 19 лет, я в Риге готовился к конкурсу имени Вана Клиберна и в один из дней выступил в Зимнем театре в Юрмале. В Ригу тогда меня вывез профессор Яков Зак, мой любимый учитель. Он весь свой отпуск мне посвятил: готовил меня к конкурсу. Сегодня такое жертвование в пользу учеников не часто встретишь.
- А вы в пользу своих учеников жертвуете?
- В Московской консерватории у меня сейчас четыре ученика. Я свято блюду заветы Зака: передаю своим студентам все то, чему он меня учил. А что касается жертв... Вы знаете, сначала должен появиться веский повод, потом возможности. И уже тогда я буду думать: имеет ли смысл жертвовать?
- Как считаете, если бы ваша карьера начиналась сегодня, вы бы пробились?
- Вопрос достаточно трудный. С одной стороны, теперь нет этого унизительного рабства: когда сидит в Госконцерте какая-нибудь мерзавка, ты ей не нравишься, биография твоя ей не нравится, и только поэтому она вправе лишить тебя всех зарубежных поездок... А с другой стороны, сегодня просто бешеное количество пианистов, их раз в десять больше, чем сорок-пятьдесят лет назад, каждый второй - лауреат международного конкурса. Раньше не было астрономического количества конкурсов, а теперь... И звание лауреата девальвировалось сегодня, по-моему... Сейчас очень нелегко пробиться. Во всем мире фортепианные факультеты самые большие в консерваториях, при этом в любом оркестре 60 струнных, 25 духовых инструментов и всего один рояль. Но и в наше время непросто было пробиться!
- Кто из молодых пианистов нашего времени обязательно, по-вашему, пробьется?
- Их много. Назову тех, кто уже, по-моему, пробился. Это Александр Гаврилюк, Александр Мельников, Николай Луганский. Выдающиеся явления! Из зарубежных пианистов назову гениально одаренного корейца по фамилии Чо. Бесспорно и вне всяких сомнений в мой список самых талантливых пианистов современности входит Александр Гиндин.
- В этот раз вы приедете с ним в Казань. Будете играть в четыре руки?
- Нет! Мы будем играть музыку для двух фортепиано. Это большая разница: в четыре руки играют на одном инструменте. А мы на двух роялях исполним сочинения Дебюсси, Пуленка, Танеева, Стравинского, Пабста и Глазунова. С Гиндиным, кстати, мы десятый год играем вместе. Почему именно с ним? Я вижу в его игре те качества, которыми обладаю сам. С точностью до микрона у нас совпадают приемы звукоизвлечения, звуковой нюансировки... Я когда все это увидел, понял, что у нас может получиться интересный дуэт. И не ошибся.
- Когда вы называли выдающихся пианистов среди молодых музыкантов нашего времени, получился исключительно мужской список. Такой же - когда перечисляли композиторов, чьи сочинения будете исполнять в Казани. Не считаете ли вы, что в мире искусства у мужчин больше шансов прославиться?
- Здравствуйте! А кино, а театр, а живопись, а поэзия, а проза? Вот писательница Дина Рубина, например. Она, по-моему, из ваших краев.
- Нет, она в Ташкенте родилась.
- Да бог с ней! Вспомним пианисток Марию Юдину, Ванду Ландовску... Талантливых баб полно!
- Вам приходилось иметь с ними дело?
- Приходилось. Это, конечно, другой класс. Потому что я считаю, что дирижер - мужская профессия. Мне приходилось иметь дело с дирижерами-женщинами... А вообще, вы знаете, у нас, например, принято, что арфа - женский инструмент. А на Западе полно мужчин-арфистов. И, что для нас в диковинку, там полно женщин-валторнисток и женщин-тромбонисток. Думаю, по большому счету пол в музыке не важен. Важно ведь не кто играет, а как играет.
- Николай Арнольдович, среди множества ваших званий есть и такое: народный артист СССР. Какие оно дает льготы?
- Уже никаких. Льготы были во времена коммуняк: предполагались и увеличение ставки за концерт, и разрешение на дополнительную жилплощадь... Когда Советский Союз гавкнулся, я сгоряча снял с афиш свое звание народного артиста СССР. И узурпировал звание народного артиста России, которого у меня не было никогда: я был народным РСФСР. Но когда через пару лет я увидел, что "народного России" стали давать кому ни попадя, то убрал его с афиш. Сегодня оно девальвировалось, как и звание лауреата международных конкурсов. Я уже не удивляюсь, когда очередной попсовый извращенец становится народным России. А народных СССР у нас мало.
- Что, кроме творчества, приносит вам удовольствие?
- Моя семья, мой дом на Николиной горе. Четыре моих любимых кота... Вот я сейчас разговариваю с вами и смотрю на свою любимую гжель, у меня огромная коллекция - все стены увешаны, и это тоже для меня - удовольствие... С удовольствием предвкушаю свой ежегодный фестиваль "Кремль музыкальный", 11 апреля он в Москве откроется...
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Айсылу КАДЫРОВА
|