| № 46-47 (4006-4007) | 16.04.2010 |
Приятный разговор
Маэстро Боэми собирается в потерянный город инков
Под управлением итальянского дирижера Марко Боэми прошло в четверг в театре им. Мусы Джалиля концертное исполнение оперы Россини "Севильский цирюльник". Если бы я снимала про маэстро Боэми фильм, обязательно бы использовала в ленте музыку Россини. Потому что она яркая, свободная, остроумная и жизнерадостная - наиболее точно раскрывает характер Марко.
В Казани его не просто любят - его обожают. Музыканты, критики, вокалисты, публика. Профессионал высокого класса обладает просто сумасшедшим обаянием...
Мы побеседовали с маэстро Боэми накануне спектакля. Я задавала свои вопросы на русском языке, переводчик Эдуард Багаутдинов переводил их... на немецкий, которым владеет итальянский дирижер.
- В Казань я прилетел из Афин, а до этого был в Мюнхене, - сказал Марко Боэми. - В Баварской опере я дирижировал "Лукрецией Борджиа" Доницетти. Сегодня это редко исполняемая опера, потому что достойных претенденток на главную роль - единицы. В Мюнхене "Лукрецию..." ставили специально на знаменитую Эдиту Груберову - выдающееся сопрано нашего времени. А после "Севильского цирюльника" в Казани лечу в Шанхай.
- Марко, а где ваш дом?
- У меня квартира в Риме. Друзья советуют мне ее сдавать, потому что я постоянно в разъездах. Но это они так шутят.
- В родной Италии вы знаменитость?
- Я почуствовал себя знаменитым в 1998 году, когда после гала-концерта "Pavarotti & friends", а его транслировали по телевидению, зашел в бар и меня начали узнавать незнакомые люди. "О, я тебя видел с Паваротти!" - говорили они мне. У Паваротти была огромная популярность, выходящая за рамки мира классической музыки. Потому что он был не только великим тенором, еще он был бизнес-проектом. Я - не бизнес-проект, и сегодня я известен только в мире классической музыки. А этим миром интересуется довольно узкая группа людей. Вот для нас с вами не надо объяснять, кто такой, например, Роландо Виллазон. А назови имя этого мексиканского тенора прохожему в Италии, так тебя переспросят: "Кто-кто? О ком вы? А кто это?".
- А какое имя из мира классической музыки сегодня знают в Италии практически все?
- Андреа Бочелли. Но он тоже бизнес-проект.
- Вам не кажется, что многим он интересен не как тенор, а как слепой тенор?
- Конечно, плохо так говорить, но это увечье добавляет ему популярности, да. Но истинные меломаны судят его исключительно за вокал. Когда он пел в Риме в "Кармен", в конце спектакля публика выражала свое недовольство, ему кричали: "Бу-бу-бу!". У него красивый тембр, но сам голос небольшой. А в опере нет микрофонов...
- Маэстро, что вы скажете о певцах и музыкантах, с которыми работаете в Казани?
- Моя большая любовь к Казани началась в 2001 году. Тогда я начал сотрудничество с вашим театром. Это был год Верди, мы ставили "Фальстафа". Потом много других спектаклей и концертов было, репетиций огромное количество, и все это приносило мне удовольствие. А вот сейчас мы готовим Россини, и это тяжело. Но я очень доволен результатом.
- Почему Россини - это тяжело?
- Тяжело для тех, кто не итальянец. Тут важно не только с нотами разобраться, важно еще понять идею его музыки. Россини был задорный человек! На первом месте у него всегда была еда, на втором - выпивка, на третьем - женщины. Между делом он писал гениальную музыку, в которой "проецируются" все его земные страсти. А какой у него был милый характер! Он никогда не скандалил - было лень. Он все переводил в шутку.
- Маэстро, какие музыкальные инструменты вы любите?
- Виолончель и кларнет. Они звучат "тепло". И рояль, конечно же, консерваторию Санта-Чечилия в Риме я ведь окончил как пианист. Рояль для меня - как первая любовь. Сегодня девяносто процентов моего времени занимает дирижирование, но в прошлом году в Ла Скала был концерт, где я с удовольствием аккомпанировал на рояле Даниэлле Десси.
- Говорят, что так же сильно, как классическую музыку, вы любите спортивный туризм?
- Это правда. Я люблю горы - был на Килиманджаро, на мысе Горн... Ездил в Патагонию... Для меня это фантастическая разрядка! В планах - поехать в Мачу-Пикчу. Это город древней Америки, он расположен на вершине горного хребта над долиной реки Урубамбы на территории современного Перу. Его еще называют "городом в небесах" или "потерянным городом инков"...
- Марко, а как вы справляете свой день рождения?
- Стараюсь быть дома, в Риме. Ко мне приходят друзья. С некоторыми я дружу со школы, мы в футбол еще вместе играли... Однажды был в Казани в свой день рождения. Помню, у меня постоянно звонил телефон, я прерывал беседу с концертмейстером Юзефиной Сокольской и говорил в трубку: "Спасибо! Спасибо!". Она догадалась, что у меня праздник, тут же нашла, что выпить... А однажды в свой день рождения я был в Арабских Эмиратах. Но там нет алкоголя (смеется)...
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Айсылу КАДЫРОВА
|