| № 63-64 (4023-4024) | 25.05.2010 |
Нуриевский фестиваль
Зрителям понадобились носовые платки, танцовщице - лед
"Жизель" Адана стала последним спектаклем XXIII Нуриевского фестиваля. Главные партии в этом старинном балете исполняли первая танцовщица Мариинского театра Евгения Образцова (Жизель) и премьер московского театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Семен Чудин (граф Альберт).
Евгения Образцова, пожалуй, единственная на этом фестивале артистка балета, которую высоко ценят люди, близко знавшие Рудольфа Нуриева: балерины Карла Фраччи и Гилен Тесмар, хореографы Пьер Лаккот и Лучано Каннито. Подруга Нуриева, ныне покойная балерина Нинель Кургапикна, была первым педагогом-репетитором Жени в Мариинском театре...
В Казани Образцова уже не раз танцевала. А дебютировала на Нуриевском в 2006 году: "Спящая красавица" с ее элегантной принцессой Авророй стала тогда лучшим спектаклем фестиваля. С небольшой поправкой так можно сказать и о ее "Жизели": этот балет Адана на фестивале был одним из лучших.
Появление на сцене предельно аккуратной простушки Жизели Образцовой зал встретил аплодисментами. Она оправдала этот вежливый кредит доверия: танцевала очень легко. Довольно быстро начало казаться, что безупречная техника перманентно улыбающейся Образцовой станет единственным ее достоинством в этом балете. Уже не терпелось дождаться трагической развязки спектакля, чтобы увидеть, изменит ли сюжет эту "пересахаренную" Жизель-отличницу.
Изменение произошло мгновенно: казалось, что вместе с голубой лентой-ободком, которую танцовщица импульсивно сняла с головы, увидев настоящую невесту своего возлюбленного, Образцова сняла с себя обязательство нравиться и угождать всем подряд. Стала естественной, бесконечно трогательной в своей беззащитности... Сцену сумасшествия своей героини она сыграла так проникновенно и с таким натуральным ужасом, что у всем знакомого сюжета вдруг появилась тайна. Драматичное развитие хрестоматийных событий происходило "здесь и сейчас" и воспринималось "как впервые". На моей памяти еще никогда в Казани эта сцена не разыгрывалась в такой звенящей тишине, что поверх музыки было слышно предсмертное - жуткое, с сиплыми всхлипами - дыхание Жизели. Некоторым зрителям пригодились бы носовые платки.
Во втором, загробном акте вжившаяся в роль виллисы Образцова продолжила танцевать с видимым пониманием, что делает это не для публики и не ради оценок критиков. Ее не знающая усталости Жизель безусловно любила подлого обманщика - графа Альберта, и танцевала ради него одного. Ради его спасения. В середине вариации пуант Образцовой зацепился за какой-то выступ на сцене, секундная заминка была единственной помаркой в ее безупречном танце.
Граф Альберт Семена Чудина деликатно подыгрывал главной героине балета. Заставил публику восхищенно охнуть, когда вместо знаменитой дорожки прыжков бризе исполнил тридцать два антраша в середине сцены. Говорят, первым такой вариант коды исполнил любящий усложнять технический рисунок партий Рудольф Нуриев...
По окончании спектакля в кулисах можно было увидеть таз со льдом. Выяснилось, что лед понадобился Евгении Образцовой: не прошла даром история с зацепившимся пуантом, танцовщица почувствовала боль в ноге. Как позже констатировали врачи, у Жени сильное растяжение связок стопы. По этой причине она срочно улетела в родной Санкт-Петербург и не примет, к величайшему сожалению, участия в гала-концертах Нуриевского фестиваля.
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Айсылу КАДЫРОВА
|