Наши дети - как наши деньги: какими бы ни были они у человека большими, ...



Культура
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
№ 67 (4027)01.06.2010
Режиссерские эксперименты
А лысую певицу никто так и не увидел

В Казани продолжаются показы спектаклей, поставленных участниками Первой режиссерской лаборатории при театральном объединении "Выход-68". Они собирают полные залы, что неудивительно: смотреть на эксперименты молодых людей, которые своим творчеством не столько проповедуют, сколько исповедуются, всегда интересно.

Хореографический эксперимент

В пятницу свой первый режиссерский опыт - хореографический спектакль "Бие, бие, Хайбулла!" ("Танцуй, танцуй, Хайбулла!") - представил на малой сцене Камаловского театра драматург Ильгиз Зайниев. На мой взгляд, эту постановку в одном действии можно считать бенефисом артиста Казанского балета Нурбека Батуллина. Молодой танцовщик продемонстрировал публике весь свой творческий багаж, накопленный им за годы учебы в Казанском хореографическом училище. Это в основном классика народного танца: номера, поставленные великим Игорем Моисеевым. Есть ли у Батуллина права на исполнение и вольную редакцию моисеевских шедевров, выяснить не удалось.

Танцы в спектакле чередовались с монологами, которые с неподдельным пафосом читали актер Ильдус Габдрахманов, поэтесса Йолдыз Миннуллина и брат бенефицианта Байбулат Батуллин. Сочинили эти монологи Ильгиз Зайниев и Йолдыз Миннуллина. В серию этих откровений вошли расхожие рассуждения про короткий творческий век артистов балета (в 38 лет - на пенсию), про спорный афоризм Цицерона о танце ("Ни один здравомыслящий человек не будет танцевать"), про судьбу Рудольфа Нуриева (что бы было, не откажись он вернуться в СССР)...

Кульминацией спектакля я бы назвала выступление друзей Батуллина - профессиональных брейкеров, которые под польку Штрауса "Гром и молния" вращались на головах и скакали на руках. Брейк-данс под польку Штрауса нельзя считать режиссерской новинкой: первыми это придумали в Парижской опере в 2001 году, тогда брейк-дансеров в постановку "Летучей мыши" пригласила режиссер Колин Серро.

Эксперименты не для слабонервных

В субботу на сцене "Театра на Булаке" играли спектакль Евгения Мардера - постановку пьесы современного ирландского драматурга Мартина МакДонаха "Сиротливый Запад".

МакДонаха называют "автором не для слабонервных", он пишет довольно мрачные пьесы. В "Сиротливом Западе", например, в сюжет вплетены три убийства, два самоубийства, отрезанные собачьи уши, обожженные человеческие руки... Жуть! Но зал "Театра на Булаке" воспринимал кошмарные истории из жизни обитателей ирландского захолустья без отвращения: актеры Евгения Мардера играли так, что не было скучно ни секунды. Режиссеру, на мой взгляд, удалось показать, что МакДонах - парадоксальный автор, трагический и смешной одновременно.

В пьесе всего четыре героя: красотка Герлин (Алина Егошина), священник - отец Уэлш (Олег Берков), который в кульминационный момент спектакля утопится в озере, и два строптивых брата О`Коннора - Колмен (Павел Поляков) и Велен (Дмитрий Логунов), один из которых при помощи ружья вышибает мозги родному отцу. Заикающийся Колмен Полякова - звезда этого квартета: самый убедительный актер, идеально вписывающийся в омерзительный и тоскливый мир "Сиротливого Запада". Кстати сказать, речевой дефект Колмена, по всей видимости, находка актера и режиссера (в пьесе этот герой не заикается). И очень удачная. Медленная, напряженная и прерывистая речь Колмена заставляет зрителей следить за происходящим на сцене с тревогой и сочувствием.

В спектакле Евгения Мардера мастерски поставлены драки братьев: реальное мочилово. Изобретательно показана сцена с обжигающим руки отцом Уэлшем (он засовывает руки в кастрюлю с расплавленными пластиковыми фигурками святых, через минуту вынимает их уже в перчатках, которые выглядят как окровавленные конечности), и с ужасающим юмором - сцена примирения братьев. От переклички их смешных извинений и неуклюжих раскаяний становится страшно. Потому что понимаешь очевидное: жизнь хрупка, оборвать ее может любой озлобленный на этот мир человек...

Эксперименты для любителей абсурда

В воскресенье свой режиссерский опыт в "Театре на Булаке" представляли Ангелина Мигранова, Родион Сабиров и Наиля Фаткуллина. Они поставили свободные вариации по пьесе Эжена Ионеско "Лысая певица", которые сыграли Ангелина Мигранова, Родион Сабиров и Нияз Зиннатуллин.

"Лысая певица" - первая пьеса Ионеско, одного из основоположников театра абсурда. Показательно, что сама лысая певица не только не появляется на сцене, но даже не упоминалась в первоначальном варианте пьесы. По легенде, название пьесы возникло у драматурга на первой репетиции из-за оговорки актера, репетирующего роль брандмайора (вместо слов "слишком светлая певица" он произнес "слишком лысая певица"). Ионеско написал "Лысую певицу" под впечатлением от англо-французского разговорника: все знают, какие бессмысленные фразы публикуют в разговорниках.

Блестящие в своей бестолковости реплики (например, "Мы сегодня хорошо поужинали. А все потому, что мы живем в окрестностях Лондона и наша фамилия Смит") актеры произносили стоя, лежа, сидя, отвешивая пощечины... Выверенная партитура их разнообразных движений, идеальная дикция тонко чувствующей текст Ангелины Миграновой, красноречивая мимика Нияза Зиннатуллина и чуткая игра Родиона Сабирова превратили "Лысую певицу" в один из замечательных опытов Первой режиссерской лаборатории. По-моему, актеры, от которых невозможно было отвести глаз, увлекательно и мощно играли... скуку. Потому что скука, как заметила одна писательница, это не отсутствие веселья, а полное отсутствие какого бы то ни было смысла.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Айсылу КАДЫРОВА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Культура
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 69-70 (4029-4030) [04.06.2010]
 
 
 
 
 
 

№ 68 (4028) [02.06.2010]
Айсылу КАДЫРОВА
 

№ 67 (4027) [01.06.2010]
 
А лысую певицу никто так и не увидел
Айсылу КАДЫРОВА
 
 
 
 

№ 66 (4026) [28.05.2010]
 
 
 
 
Айсылу КАДЫРОВА
Айсылу КАДЫРОВА

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет