12 июня день России! Отдыхаем три дня - с 12 по 14 июня. В такие дни я даже горжусь, что жив ...



Культура
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
№ 73 (4033)11.06.2010
Первый сезон
Театр на Булаке: равнодушных нет

"Театр на Булаке" появился в Казани в январе. В течение сезона я наблюдала за его работой, и сегодня, мне кажется, уже можно подвести первые итоги.

Этот театр - не государственный, не муниципальный. Кроме помещения (как, кстати, и на Западе), изначально там не было ни труппы, ни других необходимых театральных компонентов. Нашел это помещение, а потом и меценатов Евгений Аладинский. Выпускник Казанского театрального училища, студент режиссерского факультета Театрального института имени Бориса Щукина в Москве, он стал художественным руководителем "Театра на Булаке".

Но здание для театра - это полдела. Главное - наполнить его форму содержанием, то есть спектаклями. И тут руку помощи Аладинскому протянул знакомый по театральному училищу и Щукинскому институту - замечательный педагог по актерскому мастерству и пластике Рустем Фаткуллин со своим выпускным курсом. В январе студенческим спектаклем "Зима" по пьесе Евгения Гришковца (постановка Рустема Фаткуллина) и открылся "Театр на Булаке". Он был настолько необычным, непохожим на спектакли наших традиционных театров, что сразу вызвал интерес. По городу пошли слухи о нем, а в "Театр на Булаке" потянулся народ.

Сценическая фантазия по мотивам пьесы Гришковца, так определен жанр спектакля, поставлена на синтезе драматического действа (с подлинной человеческой правдой переживаний) и пластики, помогающей передавать эту правду. Решение спектакля, как, кстати, во всех других постановках "Театра на Булаке", абсолютно условное. Декораций нет, пустая сцена да самый необходимый реквизит. Но при помощи актерских работ, музыки, света раскрывается в целом трагическая история...

Если "Зима" - трагический спектакль, то "Удивительный случай" по рассказу Михаила Зощенко "Забавное приключение" - невероятно смешная фантасмагория, тоже поставленная на стыке пластики, музыки и комедийного в данном случае содержания. Режиссер Рустем Фаткуллин создал на сцене полное ощущение - при помощи одной лишь пластики актеров - движущегося трамвая с вагоновожатым и пассажирами. Все на сцене движется, скачет, эмоции льются через край, все нелепо... В такой же эксцентричной форме поставлен "Таксист" Рэя Куни.

Мне вспоминаются двадцатые годы прошлого века, когда в Москве одновременно работали непохожие друг на друга знаменитые режиссеры - Станиславский, Вахтангов, Таиров, Мейерхольд... Это свидетельствовало о богатстве и разнообразии театрального искусства, у каждого из режиссеров был свой зритель... А сколько режиссеров собрал за короткое время "Театр на Булаке"! Тут идут "Невесты войны" по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." в постановке Вероники Печугиной, "Сны" Ивана Вырыпаева поставил Рашид Загидуллин, "Фотоаппараты" Петра Гладилина - Татьяна Корнишина, "Сиротливый Запад" Мартина МакДонаха - Евгений Мардер... В "Театре на Булаке" прошли гастроли актеров из Ульяновска, они играли спектакль по произведениям Гоголя "ГыгольГогольГогельГегельГог". Большим успехом у публики пользуются спектакли Ирины Марцинкевич - "Звук позади самолета" по пьесе Родиона Белецкого и "Зверь" по пьесе Михаила Гиндина и Владимира Синакевича. Кстати, Марцинкевич - художественный руководитель театра "Автограф". Можно сказать, что "Театр на Булаке" стал в этом году для ее труппы основной сценической площадкой в Казани.

- Я очень рада, что есть такая площадка для экспериментов. Многие творческие люди здесь могут "вздохнуть"! - считает Ирина Марцинкевич. - Понятно, что не все спектакли, идущие в "Театре на Булаке", высокого профессионального уровня, но это не столь важно на данном, начальном этапе. Главное - у нас есть эта площадка, пусть она будет и впредь, как и желание экспериментировать...

Одними из последних поэкспериментировали в "Театре на Булаке" Ангелина Мигранова и Родион Сабиров: молодые режиссеры поставили "Лысую певицу" Ионеско.

- Это уже наш второй режиссерский опыт, - говорит Ангелина Мигранова. - Почему нас привлек абсурд? Во всем виноват Евгений Александрович Аладинский, это он заразил нас театром абсурда, желая поставить "В ожидании Годо" Беккета. Заразить-то заразил, а что такое абсурд, не объяснил. Мы долго рассуждали на эту тему, прочли много литературы... Казалось бы, познакомились с мистером Абсурдом. Следующий шаг - выбор пьесы. Выбирали долго, остановились на всеми уважаемой "Лысой певице". Ее мы ставили с нашей любимой Наилей Фаткуллиной (режиссер по пластике)... Поставить абсурд - это наглость? Самонадеянность? Эгоцентризм? Не знаю. Сколько людей - столько и мнений...

"Идя на этот спектакль, я думала: что же можно сделать с этим бредом Ионеско? - написала после премьеры спектакля в Интернете студентка КГФЭИ Земфира Зиннурова. - В итоге получилось все очень даже весело и динамично. Спасибо актерам за отличную игру и позитив!"...

В "Театре на Булаке" зрители смеются, плачут, грустят. Равнодушных здесь нет. И вот еще что любопытно. Так случилось, что все казанские актеры и режиссеры, демонстрирующие свои работы в этом театре, связаны между собой одной школой - Казанского театрального училища. Часть режиссеров (Рашид Загидуллин, Рустем Фаткуллин, Евгений Аладинский) - выпускники Щукинского института. Эти школы, с одной стороны, представляют психологическую, жизненную правду, с другой - яркую, праздничную театральность, зрелищность.

У "Театра на Булаке" большие планы. Здесь решили подготовиться к Универсиаде: ставить спектакли не только на русском языке. Также хотят объединиться с благотворительным фондом Чулпан Хаматовой, чтобы и жители Казани могли помогать больным детям...

Кстати, как-то приходил на спектакль "Зима" в "Театр на Булаке" мэр Казани Ильсур Метшин. Ему очень понравилась постановка, он даже пообещал преобразовать театр в муниципальный...

Ильтани ИЛЯЛОВА, профессор Казанского государственного университета культуры и искусств, театральный критик.

 

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Культура
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 77 (4037) [22.06.2010]
 

№ 75-76 (4035-4036) [18.06.2010]
 
 
Айгуль ШАРАФИЕВА
Айсылу КАДЫРОВА
 

№ 74 (4034) [15.06.2010]
 
 
Айсылу КАДЫРОВА
Айсылу КАДЫРОВА

№ 73 (4033) [11.06.2010]
 
Театр на Булаке: равнодушных нет
 
 
 
Айгуль ШАРАФИЕВА

№ 72 (4032) [09.06.2010]
 
 

№ 71 (4031) [08.06.2010]
 
 
Айсылу КАДЫРОВА

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет