| № 127 (4087) | 19.10.2010 |
Перед концертом
Владимир Спиваков: "Я озвучил Петуха"
В воскресенье в театре им. Мусы Джалиля выступил Национальный филармонический оркестр России (НФОР). Один из лучших оркестров современности от всех других отличается гастрольной политикой: это единственный коллектив мирового уровня, регулярно устраивающий туры по городам России.
За четыре часа до концерта с журналистами встретился создатель, художественный руководитель и главный дирижер НФОР - народный артист СССР Владимир Спиваков. Самые интересные фрагменты его монолога мы предлагаем вашему вниманию.
- Я убежден, что помимо генетического кода каждый из людей имеет то, что принято называть духовным наследием. Этим наследием важно уметь пользоваться. От него многое зависит. Классическая музыка - важная составляющая духовного наследия, она будит в человеке лучшее. К сожалению, я не могу сказать таких слов о современном телевидении, например. По-моему, оно не делает человека лучше, оно, наоборот, принижает народ. Не поддерживает энергию добра...
Недавно я попробовал себя в новом амплуа: озвучил Петуха в полнометражном анимационном фильме Гарри Бардина "Гадкий утенок". Я согласился сделать это, потому что попросил меня об этом Бардин. Принципиальный и честный художник, вызывает глубокое уважение. "Гадкого утенка" он делал шесть лет: мешали финансовые трудности. Шесть лет - серьезный срок. И сначала мы с оркестром решили ему помочь как можем: записали саундтрек. А потом Бардин мне говорит: "Надо озвучить Петуха. Злобного. Сможете?". Я ответил: "Давайте попробуем!". Очень это было интересно. Бардин работал со мной как дирижер: я внимал его командам, рекомендациям. Он многое мне доходчиво объяснял, и это очень помогало почувствовать нужное настроение, поймать интонацию. Например, он говорил: "А вот сейчас придет Индюк. Он чем-то напоминает Брежнева...". Когда "Гадкий утенок" вышел на экран, когда я посмотрел фильм, я почему-то не узнал свой голос...
Так много, как наш оркестр, в России не концертирует никто. Дальше Екатеринбурга и Перми большие коллективы обычно не ездят, а нам это принципиально важно. Выступать приходится в разных залах. В Казани, например, очень хорошие площадки для гастролей академических музыкантов. Люблю ваш театр имени Джалиля - чудный совершенно, очень чистый, современный. Далеко не во всех городах России есть такие сцены. В этой связи меня поражает опыт Японии. Можно приехать в глухую японскую деревушку, где всюду домики одноэтажные. И вдруг в этой самой деревушке обнаруживается роскошный концертный зал, не уступающий Московскому международному дому музыки. Или даже нью-йоркскому Линкольн-центру. Тебе объясняют: "Лет через пятьдесят здесь будет город. Мы думаем о будущем, о культуре будущего...". В России тоже надо думать о будущем культуры, нужна, я убежден, целевая федеральная программа...
У нас есть традиция: перед концертами мы проводим открытые генеральные репетиции, на которые бесплатно приглашаются учащиеся и преподаватели музыкальных школ и училищ, а также дети-инвалиды, дети-сироты, трудные подростки... Мне кажется важным, чтобы каждый старался приносить окружающим пользу. Добрую пользу...
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Айсылу КАДЫРОВА
|