Опять наступает год имени какой-то очередной скотины... А так хочется по ...



Культура
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
№ 160 (4120)28.12.2010
Гости Казани
Юрий Башмет: "Лучше всего мой альт звучит в Милане"

В субботу в БКЗ им. Салиха Сайдашева открылся I Всероссийский фестиваль симфонической музыки "Имена России". Придумали его главный дирижер Симфонического оркестра РТ Александр Сладковский, директор БКЗ Ленар Айкаев и композитор Рашид Калимуллин. К радости всех троих, патронировать проект согласился выдающийся музыкант - альтист и дирижер Юрий Башмет.

Юрий Башмет на репетиции

На пресс-конференцию, которая проходила в день концерта, маэстро Башмет пришел со своим альтом. Поздоровался и сразу же миролюбиво признался: "Поспать бы сейчас... Не выспался. Ужасно жарко было в вагоне поезда!". После таких слов мучить музыканта большим количеством вопросов было как-то неловко. Тем более что все знали: вечером Юрию Абрамовичу надо играть Концерт для альта с оркестром Софии Губайдулиной - одно из сложнейших произведений современной музыкальной литературы.

- То, что сегодня произойдет в Казани, уникальное явление, - сказал Юрий Башмет. - За один вечер публика услышит сразу четыре концерта: двойной фортепианный Александра Чайковского, для трубы и фортепиано с оркестром Рашида Калимуллина, для скрипки с оркестром Дмитрия Шостаковича и для альта с оркестром, который Соня Губайдулина написала специально для меня. Я буду завершать программу, а открывать - моя дочь Ксения и дочь композитора Александра Чайковского Дарья. Они обе - замечательные пианистки. Тот самый случай, когда ни мне, ни Чайковскому за детей не стыдно...

Я попросила рассказать маэстро про его инструмент. И никак не ожидала, что в ответ на банальную просьбу Башмет поведает не одну, а две замечательные истории.

Первая история

- Моему альту 252 года. Это итальянский инструмент: его сделал мастер Паоло Тестори из Милана. В Москву этот альт приехал из Одессы в начале семидесятых годов прошлого века. Обошелся мне недешево: "Запорожец" на такие деньги можно было тогда купить. Кто на нем играл до меня, доподлинно не знаю. Есть несколько версий. По одной версии, это был трофейный инструмент, по другой - его привез в Одессу какой-то моряк, и он пятьдесят лет провалялся там где-то на шкафу. Люди, которые продавали этот инструмент, уезжали в Израиль на постоянное место жительства. Сначала альт попал к одному очень хорошему скрипачу, который работал в Государственном симфоническом оркестре, а он, в свою очередь, передал этот инструмент концертмейстеру группы альтов Госоркестра Михаилу Толпыго, ученику и ассистенту основателя советской альтовой школы Вадима Борисовского, который и показал альт самому Вадиму Васильевичу...

Мы с этим альтом все прошли. Все конкурсы и концерты, которых уже немало сыграно, и все мировые премьеры - в "Ла Скала" в Милане, в Мюзикферайн в Вене, в Большом зале Московской консерватории, в Ленинградской филармонии... Это настоящий творческий союз, и не только творческий, но и душевный, человеческий. Очень, очень важный союз. Любопытно, что лучше всего мой альт звучит в Милане. Как будто чувствует, когда он на родине, и "оживает"...

Вторая история

Как-то мой приятель, журналист, устраивал в Зальцбурге презентацию нового журнала "Вестник МИД СССР". Пригласил выступить меня. Зальцбург - родина Моцарта. И я предложил дать концерт в Моцартиуме. Там, в музее, хранятся инструменты Моцарта. Но ни его альт, ни его скрипку никогда никому не давали...

Сыграть в Зальцбурге Моцарта на его инструментах - эта идея понравилась всем. Но австрийцы стали мне предлагать выступить с каким-то вундеркиндом-австрийцем. Это замечательно: русский альтист сыграет со скрипачом-австрийцем на инструментах Моцарта его великую "Симфонию-Концертанте"! Но я не хотел скрипача-австрийца. Я хотел сыграть с Олегом Каганом - великим скрипачом, которого Рихтер называл Моцартом. Пришлось выдержать довольно тяжелый бой. В конце концов мне пришлось сказать, что Олег Каган смертельно болен. Это, к сожалению, было правдой, и это сработало.

Помню, я приехал в Зальцбург, а Олега нет. Звоню его жене - замечательной виолончелистке Наташе Гутман. Выясняется, что Каган в Мюнхене, в больнице на химиотерапии. С колоссальным трудом я уговорил Наташу привезти Олега в Зальцбург. Объяснил ей, что это может быть лучше всякой химиотерапии, когда Олег осознает, что он первый скрипач в мире, который будет играть на скрипке Моцарта. И Наташа его привезла. Он был уже без волос, но глаза сияли... К счастью, есть фильм, который полностью запечатлел эту историю. Приезд, наш проход по Зальцбургу, опробование инструментов в музее и, наконец, сам концерт.

Альт Моцарта я взял в руки накануне концерта. Трудно передать словами свое состояние: это инструмент, на котором играл сам Моцарт! Естественно, сначала я посмотрел верхнюю деку, затем нижнюю. Потом глянул, что там написано внутри. И оказалось, что альт Моцарта - брат моего инструмента! Мастер Паоло Тестори из Милана. У меня 1758 год, а у Моцарта старше на три года. Невероятное совпадение! Так что, видимо, это планида моя - жить с Тестори. И я своему альту не изменяю, это бессмысленно, иначе он мне начнет изменять...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Айсылу КАДЫРОВА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Культура
Статьи раздела по номерам:
 
Следующие 20 »

№ 161 (4121)  [30.12.2010]
 
 
Айсылу КАДЫРОВА
 

№ 160 (4120) [28.12.2010]
 
 
Юрий Башмет: "Лучше всего мой альт звучит в Милане"
Айсылу КАДЫРОВА

№ 158-159 (4118-4119) [24.12.2010]
Айсылу КАДЫРОВА
 

№ 157 (4117) [22.12.2010]
 
 
 

№ 156 (4116) [21.12.2010]
 
 
Айсылу КАДЫРОВА

№ 155 (4115) [17.12.2010]
Айсылу КАДЫРОВА

№ 154 (4114) [15.12.2010]
 
 
Айсылу КАДЫРОВА
 

 
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет