| № 155 (4115) | 17.12.2010 |
Ау, болельщик!
Аншлаг нам только снится
Полупустые трибуны Центрального стадиона Казани в нынешнем сезоне не раз вызывали удивление столичных телекомментаторов. Как же так, двукратный чемпион России не может собрать аншлаг даже на самых афишных матчах?
Статистика - дело тонкое
Со своими 12967 зрителями в среднем за матч "Рубин" не худшая команда в премьер-лиге, а шестая. В подвале таблицы посещаемости легендарные "Динамо" и ЦСКА. Не наблюдается футбольного ажиотажа в Томске, Перми, Ростове-на-Дону, где местным клубам делить болельщиков особо не с кем. А в Казани больше всего народа ходит на футбол, и "Рубин" мог бы оказаться в итоговой таблице выше.
- Долго мы были в пятерке, - говорит руководитель отдела маркетинга Центрального стадиона Михаил Осипов, - но в конце сезона "Крылья Советов", боровшиеся за выживание, проход на стадион в Самаре сделали бесплатным. Их матч с "Динамо", к примеру, собрал 28 тысяч болельщиков.
Зато "Рубин", по словам Осипова, один из четырех российских клубов, представляющих объективную информацию о количестве болельщиков на трибунах. Речь идет об играющих на современных аренах "Локомотиве", ЦСКА и "Динамо". В других городах количество болельщиков на трибунах определяют на глаз. В Казани стадион в 2009 году модернизировали под Лигу чемпионов, оснастив его современной системой доступ-контроля.
По данным РФПЛ, в 2003 году матчи "Рубина" посещало в среднем более 14 тысяч человек. Получается, что восемь лет в премьер-лиге, два чемпионских титула, два комплекта бронзовых медалей, два ярких сезона в Лиге чемпионов и историческая победа в Барселоне не добавили клубу постоянных болельщиков. Вот что думает по этому поводу директор клуба "Рубин" по маркетингу Иван Мешков:
- Начиная с 2006 года мы проводили в городе масштабную рекламную кампанию: в хорошей ротации "крутили" на ТВ серию эффектных анимационных роликов, активно использовали наружную рекламу. 18 тысяч болельщиков в среднем за матч в сезоне-2008 - пик в новейшей истории клуба. Маркетинговые исследования показали, что порядка 10 процентов болельщиков приходили на стадион в первый раз. Арена вскоре должна была заполниться под завязку. Но этого не произошло. Почему? Видимо, те самые 10 процентов повторно на футбол не приходили. И связано это, на мой взгляд, с тем, что "Рубин" и стадион в Казани конкурируют не с хоккеем, а с многочисленными развлекательными заведениями. В барах и ресторанах, где идут трансляции матчей "Рубина", яблоку бывает негде упасть. Там комфортно, тепло...
Комфорт и финансы
А ведь в 2008 году "Рубин" по посещаемости превзошел даже "Спартак". В городе, выходит, достаточно болельщиков, которые при определенных условиях пошли бы на стадион. Но не идут. В том числе и потому, что поход на футбол в Казани сопряжен сегодня с рядом неудобств: проблемами с парковкой, долгим проходом на арену, отсутствием крыши на одной из самых удобных трибун, несовершенной системой фуд-сервиса. Даже такая "мелочь", как узкие двери в туалетах и неизбежные очереди, значима. Пусть казанская арена и похорошела после реконструкции, и получила от УЕФА четыре "звезды", окончательно скрыть "возраст" сооружения, считает Иван Мешков, не удалось. Согласен с ним и Ильдар Галеев, руководитель одной из казанских рекламных фирм. Последние два года он на футбол не ходит. Но предыдущие шесть лет неизменно занимал свое место на трибуне с барабаном.
- В 2008-м я решил "достучаться" до чемпионства, - рассказывает Ильдар Галеев. - Но после "золотого" матча в Раменском повесил барабан на гвоздь... Трудно одно объяснение найти этому решению. Но вот начинаю вспоминать: закрыли парковку перед стадионом. Это был для меня важный фактор. Я же ездил на матчи с барабаном...
По мнению Галеева, повлиял на посещаемость футбольных матчей и экономический фактор:
- Конкуренция с другими видами спорта - это, мне кажется, полная ерунда. Традиции в хоккее у нас есть. Но дней, когда играют одновременно "Ак Барс" и "Рубин", по пальцам пересчитать... Другие виды - и вовсе не конкуренты футболу. Есть более понятные и простые причины, связанные с неудобствами на стадионе и экономикой. Ведь мало кто внимания на кризис не обратил: люди сегодня считают деньги и выбирают уже отнюдь не между зрелищами.
На стадионе стараются, конечно, скрыть все его недостатки. Открыли 15 точек питания в галереях, пустили девушек с лотками на трибуны, поставили дополнительно шесть биотуалетов на улице, предлагают на матчи премьер-лиги место на парковке на территории стадиона. Но те же 300 парковочных мест проблемы 28-тысячного стадиона едва ли решат. Все хорошо до первого аншлага. Остается надеяться, что при проектировании новой арены были учтены все эти аспекты. А пока на Центральном пытаются завлечь болельщиков на трибуны с помощью абонементной программы.
- В этом году продали абонементов на 60 процентов больше, чем в прошлом, - говорит Михаил Осипов. - Наша абонементная программа - одна из самых разнообразных в России. Мы первыми запустили в продажу "Топ-5" - абонемент на пять афишных матчей. Без всяких наценок. В этом году предлагали беспроцентную рассрочку при покупке абонемента. Первоначальный взнос - 50 процентов. Услугой воспользовались порядка 900 человек. Создали семейный сектор, огражденный специальной конструкцией и охраняемый сотрудниками ЧОПа. Во многих вузах открыли фан-клубы "Рубина". По запросам отправляли туда билеты, часть из которых со скидкой 50 процентов на "студенческий" сектор. Это 800 мест. На каждую игру вузы заказывали порядка двух тысяч билетов. Сотрудничаем и с профкомами крупных предприятий, по их заявкам на матчи приходило в среднем по 600 - 700 человек. Здесь проблема в том, что "Рубин" часто играл среди недели.
"Рубину" карты в руки?
Старания руководства арены понятны, ведь продажа билетов - основной источник доходов. "Рубин", как известно, зарабатывает лишь на клубной атрибутике. И это, по мнению Ивана Мешкова, мешает клубу реализовывать свою программу по привлечению болельщиков на трибуны. В клубе считают, что логичней, если за абонементную программу, за фуд-сервис на стадионе будет отвечать "Рубин".
- Иначе мы не можем реализовывать свою программу лояльности владельцам абонементов и клубных карт. Клуб занимается разработкой комплексной стратегии, которую презентует в ближайшее время. Надеемся, что на следующий сезон заключим договор аренды - это когда арена за два дня до матча передается в управление клубным службам, реализующим все свои проекты. Стадион много сделал перед Лигой чемпионов: шикарный пресс-центр, систему телекоммуникаций, объем работ был проведен гигантский. Но без комплексного подхода проблемы не решить.
Снижение посещаемости в последние два года, по мнению Мешкова, отчасти связано с тем, что была приостановлена реализация разработанной клубом рекламной стратегии, которая успешно реализовывалась в течение трех лет. Ведь билетной программой клуб не занимался... Впрочем, все вышеперечисленные организационные проблемы вполне могут быть решены внутри попечительского совета "Рубина", в который входят все заинтересованные стороны.
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Сергей КОЗИН
|