Вечерняя Казань / № 42 (2564) / Городские новости / Качество на риске покупателя, или Чем заряжен "пистолет"

Горючая тема

Качество на риске покупателя, или Чем заряжен "пистолет"

Правительство Татарстана намерено вскоре ввести в республике нормативное "Положение о контроле качества производимых, хранимых и реализуемых нефтепродуктов". Это его ответ на федеральные акцизные новшества, в результате которых фальсифицировать автомобильное топливо стало не выгодно, а очень выгодно.

Впрочем, по данным госнефтеинспекции (она теперь входит в состав Татгосэнергонадзора), вроде бы "левого" бензина в республике с каждым годом продают все меньше. Правда, плановые проверки, как говорит с грустью директор ТГЭН Роберт Гилязиев, закон разрешает проводить на каждой заправке только раз в два года. А внеплановые, по жалобам потребителей, - это, конечно, хоть каждый день... только потребитель должен назвать себя, немедленно предоставить бензобак своего авто для забора пробы, и бензобак этот должен быть до заправки на "проблемной" АЗС совершенно сухим, чтобы можно было сравнить его содержимое с содержимым резервуара АЗС... А поскольку у автолюбителя обычно бывают и другие дела, кроме участия в государственной борьбе за качество бензина, - в общих чертах понятно, отчего такой контроль показателей не ухудшает.

Или такой вот пример объективности госконтроля. 7 марта госнефтеинспекция "накрыла" в Черемшане одного чепэшника, который "хранил промышленный бензин". Хранение промышленного (т.е. прямогонного) бензина - не преступление, но, как сообщил г-н Гилязиев, "мы предполагаем, что он его хранил не просто так. Поскольку у него есть заправка - он бы, наверное, его реализовывал"... Ежу понятно, в суде предпринимателя поддержат: "бы" - это не довод.

С другой стороны, криминальная милиция, не столь ограниченная в возможностях, за полмесяца проведения операции "ГСМ" возбудила уже 57 уголовных дел, изъяла больше 180 тонн горючего (59 тонн уже признано фальсификатом)... Вот пример, приводимый замначальника криминальной милиции РТ Георгием Балясниковым в качестве классического: как чепэшник в Чистополе продавал нефтешлам под видом дизтоплива.

Тут есть один интересный момент, который не афишируется. Что такое нефтешлам? То, что остается от нефти после переработки - т.е., в сущности, отходы. При нормальной переработке нефтешлам даже внешне - по степени вязкости - за дизтопливо не сойдет. Значит, проблема - в крайне низкой глубине переработки на предприятиях Татарстана...

И еще о предприятиях - в другом аспекте. Как сообщил г-н Гилязиев, в Челнах на АЗС продавали под видом АИ-92 "компоненты моторного топлива" (еще один эвфемизм - разновидность прямогонного бензина). Эти самые "компоненты" поступали от ООО, расположенного ("по предварительным данным" - оговорил директор Татгосэнергонадзора) на территории Нижнекамскнефтехима. А выявили эту шарашку по "наводке" челнинского отделения Ассоциации независимых предприятий нефтепродуктообеспечения РТ, которое забило тревогу: мол, из Нижнекамска идет несертифицированный бензин.

Как видим, ассоциированные частные АЗС занимают активную позицию в борьбе за качество бензина плечом к плечу с Татнефтью и Татнефтепродуктом. Председатель Ассоциации Николай Горюнов утверждает, что они было даже хотели подвергнуться исчерпывающей 83-пунктовой сертификации с последующим вывешиванием у въезда на АЗС Знака качества (московская идея), но побоялись, что это будет признано некорректной рекламой. И проверки на качество они просто-таки любят!

Не любят только, когда госнефтеинспекция просит их "оплатить анализ" или скинуться на покупку оборудования для независимой лаборатории. Дело в том, что лаборатории для анализа качества топлива есть у ТН и ТНП - но независимой лаборатории в республике нет... Стало быть, ее надо приобрести. Но только какая же она будет "независимая", если за нее заплатят будущие проверяемые?.. Вот они и не платят.

Так кто же - пока все три столпа топливного бизнеса плечом к плечу стоят за качество - продает в Татарстане "бутер", гробя движки доверчивых автомобилистов? А-а, это всякие... передвижные... нынче здесь - завтра там, досадливо объясняют инспектора и милиция и снова принимаются рассказывать о "мерах по предупреждению"...

Но здесь, пожалуй, стоит остановиться. Интерес государства в этом деле должен быть другим. Оно должно быть заинтересовано в том, чтобы собрать налоги и акцизы. А акцизов на прямогонный бензин федеральная законодательная власть не установила. Стало быть, в эту дырочку деньги так и будут утекать - и ничего, кроме "обмана покупателя", продавцам "бутера" не пришьешь.

А раз так, каждому потребителю следует помнить торговый термин "качество на риске покупателя". Если знаешь, сколько стоит литр бензина на "культурной" заправке и все-таки покупаешь на полтинник дешевле у неизвестно-кого-на-большой-дороге... Стоит ли тратить немалые государственные деньги на проверки, анализы и прочие хлопотные мероприятия ради такого потребителя?.. Да лучше хоть нищим раздать!

А борьба за качество, не увенчиваясь победными лаврами, приводит к другим интересным последствиям. Как сообщил директор Татнефтьресурса (фирма, занимающаяся оптовой и розничной реализацией продукции Татнефти) Вячеслав Чичков, Татнефть уже готова полностью взять на себя оптовое обеспечение всех потребностей республики. Правда, каковы в точности эти потребности - ни Татнефть, ни кабмин еще не знают... Но Татнефть все равно готова!

И Ассоциация к этому готова. Николай Горюнов говорит, что, например, нижнекамское дизтопливо, поставляемое Татнефтью, заправщиков уже радует и качеством, и ценой. А если ТН станет цены задирать - так ведь дороги к прежним поставщикам в Татарстане еще не забыты...

А между тем на казанских АЗС цена на бензин снова подскочила. Литр самого ходового АИ-92 стоит уже 10,3 рубля...

Марина ЮДКЕВИЧ