Вечерняя Казань / № 97 (2619) / Культура / "Белый пароход" для Разии Тимерхановой
Чтобы помнили...
"Белый пароход" для Разии Тимерхановой
18 июня - восемьдесят пять лет со дня рождения заслуженной артистки Татарстана Разии Тимерхановой, одной из основательниц Татарского государственного ансамбля песни и танца.
Рассказывают, что, окончив школу, Разия, никому не говоря ни слова, сдала экзамены в Казанское музыкальное училище. Талантливую девушку пригласила в свой класс пианистка М. Пятницкая. Разия училась увлеченно и очень успешно. Особенно же ей нравились уроки хорового пения, где она почти сразу завоевала негласный титул лучшей исполнительницы произведений татарских композиторов Сайдашева, Музафарова, Ключарева, Хабибуллина... По тем временам это был очень редкий случай: Разие предложили параллельно учиться и на хоровом отделении училища. Вокальное мастерство девушке стала преподавать Е. Ковелькова - оперная певица, выступавшая в свое время с Ф. Шаляпиным...
Именно в это время (середина тридцатых годов прошлого века) на Тимерханову обратила внимание музыковед Зайнап Хайруллина: судьба восходящих звезд музыкальной культуры Татарстана - ее излюбленная тема. Своими воспоминаниями о Разие Тимерхановой Зайнап Шайхулловна делится сегодня с читателями "ВК":
- Летом 1937 года Разия закончила Казанское музыкальное училище, и ее сразу же пригласили на работу в организующийся ансамбль песни и танца. Она была уникальной певицей. Ее голосу - лирическому сопрано - были присущи особое очарование, искренность и душевная теплота. Своеобразие же его заключалось в том, что он всегда находился в диапазоне средних нот, такая тональность характерна именно для татарской народной песни в женском исполнении. Публика ее очень любила...
А как любили ее коллеги! Она умела их сплачивать. Скажем, нужны были ансамблю татарские старинные женские головные уборы - калфаки и мужские - каляпуши. В магазине их тогда не продавали, а в сундуках многих бабушек они еще любовно хранились. И нужно было побегать, поискать таких пожилых людей, найти ключик к их сердцам и к их сундукам с вожделенными костюмными атрибутами. Разия умела. Но больше редких нарядов ценились привезенные ею из татарских деревень забытые мелодии и песни, которые благодаря ей и возрождались из небытия: она включала их в свой репертуар.
Ансамбль в те годы, как и сегодня, постоянно находился в разъездах. Артисты шутили: "Дорожные муки - это муки ада". Разия умела облегчить кочевую жизнь острым словцом или озорной шуткой. То вдруг "ояпонит" свою прическу и исполнит коллегам арию Чио-Чио-сан из одноименной оперы Пуччини. То, взяв в руки гармошку-тальянку, залихватски растягивая ее меха, как деревенский паренек, начнет играть веселую плясовую. Перевоплотиться в простака она могла за считанные секунды!
Она солировала в ансамбле сорок лет. Многие композиторы специально писали песни для Тимерхановой. Сара Садыкова, например, сочинила для Разии свои шлягеры "Мир прекрасен, мир широк" и "Белый пароход", которые певица очень любила. "Белый пароход" она всегда посвящала мужу - Сабиру Мухаметзянову, моряку, и его брату, тоже моряку. Называла их "мои мореходы"...
В ноябре 1962 года Тимерханова ушла на заслуженный отдых. Однако со сценой не простилась: выступала в филармонических концертах, на радио. Вопрос гонорара ее никогда не волновал - ей было неловко требовать деньги за свою любимую работу.
Разия умерла 22 ноября 1997 года. Я уверена, что память об этой изумительной артистке, красивой женщине и воистину народной певице будет очень долгой... Помню, она говорила мне: "Зайнап, я - счастливая женщина". У нее была крепкая семья, замечательные сыновья, любящий муж и народное... даже не признание - обожание...
Айсылу КАДЫРОВА