Вечерняя Казань / № 116 (2638) / Социальные проблемы / Записки квартирного путешественника

Койко-место

Записки квартирного путешественника

Поиск, который утомляет

Уже год нахожусь в перманентном состоянии поиска жилья. Вначале оно было в новинку, казалось забавным, теперь стало утомлять. Вообще-то до поселка Петровский, где я прописана, ходит автобус 114-го маршрута. Этот единственный доступный петровцам вид общественного транспорта собственными глазами видела с десяток раз. И даже несколько раз уезжала на нем по утрам в Казань. Вечером, начиная с шести часов, на его появление на конечной остановке "ЦУМ" можно не рассчитывать. В общем, я занялась поисками жилья в Казани. Сначала обратилась за помощью к знакомым, потом купила газету бесплатных объявлений. Начались переговоры с посредниками и визиты к одиноким или просто отдельно живущим бабулям. Но однажды мое терпение лопнуло. В тот вечер я сначала долго плутала по незнакомому кварталу, где-то в районе Чистопольской и Мусина. Котлованы, новостройки - я потерялась. Но бабулю все-таки нашла. До сих пор помню, как испугалась удрученного выражения ее лица, запаха сгоревшего масла в тесной квартирке и кошки, которая, как и хозяйка, беспрерывно жаловалась на жизнь, надсадно мяукая.

В конце концов к делу подключилась моя тетя. Она быстро вспомнила, что знакомая как раз сдает комнату. Точнее, кровать в комнате. Цена соответствующая - 500 рублей в месяц. Оказалось, что до сих пор у нее жили студенты, брат с сестрой, которые возили Гайше-апе картошку из своей деревни. Гайша-апа была очень довольна жильцами. И то, что с меня, кроме денег, взять было нечего, ее несколько огорчило, но вида она не подала.

Моя соседка Рамзия оказалась массажисткой. По вечерам мы говорили с ней о наболевшем. Рамзия мечтала о том, как купит квартиру. План у нее был. И я, глядя на ее суровое лицо, понимала, что она своего добьется. Второй темой были мужчины. Рамзия вспоминала, как один-единственный раз была в ночном клубе, ходила туда с двоюродной сестрой. До того, как войти в "вертеп" (а иначе Рамзия ночные клубы не называет), они выпили водки для храбрости. Купили где-то по дороге. Выпили из горла, до донышка. А потом всю ночь просидели за столиком, глазея на девиц.

Так мы коротали вечера. Рамзия убеждала, что хозяйка - это находка, и я ей верила, как человеку более опытному и пожившему по квартирам не один год. Рамзия тащила из деревни молоко и творог. Деньги с хозяйки только за мясо брала, и то чисто символически. Но в какой-то момент я устала от этой компании, от бутылок, которые всегда стояли в ванне. Их собирала одна из дочерей Гайши-апы, которая жила с ней. Отмочив наклейки, Наиля относила чистую тару в пункт приема и на вырученные деньги накупала сластей. Светлым воспоминанием остались два старомодных темных пиджака, которые висели в шкафу в нашей комнате. Один - дамский, с орденом матери-героини на лацкане, другой - мужской, с медалями времен Великой Отечественной.

И снова начался поиск. Надо сказать, в Казани рынок сдачи жилья развит. Город студентов и пенсионеров, и его жители нуждаются друг в друге, а самым большим спросом пользуются комнаты и однокомнатные квартиры.Комнаты ценой в 1,5 тысячи в месяц, с предоплатой и выплатой разовых комиссионных, равных стоимости месячной аренды жилплощади. Я клюнула на объявление, которое обещало очень дешевое жилье и без посредников. Нужно было только внести 300 рублей за пользование базой данных. В телефонном разговоре мне обещали как минимум двести вариантов.

Базу данных мне действительно выдали, но список оказался короче, да и включал не только однокомнатные квартиры, которые интересовали меня, но и двух,- и трехкомнатные, а также просто комнаты. Тем не менее я взялась звонить по указанным номерам. Мое подозрение, что база данных могла быть устаревшей, частично оправдалось. Большинство квартир и комнат было действительно уже сдано - причем некоторые еще месяц назад. Не раз нарывалась на разъяренных граждан, которые кричали в трубку, что никаких объявлений не давали. Видимо, я была не первой, обратившейся в это суперагентство "Голубая мечта бездомного". Кстати сказать, названия оно не имеет (в договоре написано, что информационные услуги предоставляет частный предприниматель Такин), а находится на разъезде Восстания. И таких, как оно, в городе работает с десяток. А самое главное, что цены на жилье в списке были те же самые, что и по обычным газетным объявлениям. Более того, один из заинтересовавших меня адресов был не хозяина квартиры, а посредника, который не собирался лишаться комиссионных только из-за того, что я заплатила 300 рублей какому-то агентству. Были варианты сдачи жилья в ветхом фонде. Однокомнатную квартиру на улице Татарстан сдавали за семь тысяч в месяц, кто-то просил за свою 35 тысяч...

Пришлось пользоваться "подсказками": агентство обещало в случае неудачи в течение двух недель давать клиенту обновленный список. Так я получила новый реестр. Он состоял из 10 телефонов, по восьми ответили, что жилье сдано, еще два оказались теми адресами, по которым я уже звонила. Подозреваю, что эту контору по вполне законному отъему денег у населения возглавляет человек, у которого есть доступ в базу данных газеты бесплатных объявлений... Отсюда вопрос: за что платить 300 рублей?

Может, мне когда-нибудь и повезло бы, только тут неожиданно к нам в Петровский приехали родственники. Они сказали, что в своей казанской квартире практически не живут, и предложили мне занять одну из комнат. Я согласилась.

Алсу МУСИНА