Вечерняя Казань / № 203 (2725) / Субботний репортаж / Крысы, которые нас удивляют

Крысы, которые нас удивляют

Среда обитания

"Он попался, как крыса", - так прокомментировал американский генерал Реймонд Одьерно арест Саддама Хусейна в интервью телеканалу CNN. Презрительно так выразился. В нелюбви к крысам мы с американцами солидарны.

Из-за живучести этих гадов, не иначе. Ведь если мы вымрем, не факт, что им станет хуже. Наверняка без нас выживут. С другой стороны, мелкие грызуны - наши паразиты. А раз они есть, можно утверждать, что и мы существуем.

Главное, чтобы их не стало слишком много. И лучше, чтобы рядом с нами этих гадов не было вообще. Ни в подъездах, ни в подвалах, ни в мусоропроводах. Хотя предпосылок для неприятного соседства - множество. Очевидные: ветшание жилого фонда и просто некачественный жилой фонд. Как говорится, есть щели - будут и грызуны. В первую очередь домовая мышь, которая живет в домах центральной части Казани и неплохо там себя чувствует, особенно на территориях с плотной застройкой. А зимой поближе к жилью тянутся лесная и полевая мыши, обыкновенная полевка.

От мышевидных грызунов стонут работники супермаркетов. Магазины нынче оборудуют в жилых домах, что способствует проникновению мышей через подвалы в квартиры. И наоборот. Кстати, сказать точно, как мигрируют мышевидные грызуны в пространстве города, не может никто. Ведь кроме того что сами грызуны непредсказуемы, добавляет загадок и город. В его пределах экосистемы разрушены, следовательно, механизмы регуляции численности мелких млекопитающих работают слабо.

Проблем добавляет и то, что в пределах Казани обитают и колонии "городских" грызунов, и природные популяции. Последние живут около водоемов. Ученые-зоологи подозревают, что между ними происходит обмен особями, что тоже сказывается на динамике численности этой живности в наших домах. Вот и гадай после этого, какая родословная у той мыши, что шуршит в твоем мусоропроводе. Хотя если бы мусоропровод убирали лучше, может, и шуршать в нем было бы некому.

Вот еще одна загадка. Окраинные районы города считаются главным местом обитания крыс и мышей. От них страдают высотки на Горках, Ново-Савиновский район, а вот Дербышки - нет. В чем дело? Главный врач городской дезинфекционной станции Глира Галимова уверена, что эта загадка - не из разряда биологических. Проблема тут в качестве санобработки. За содержанием наших квартир следят райжилуправления, они заключают договоры с дезинфекционными организациями. Так что спрос за крысок-мышек - с них.

Ученые делают свои выводы.

- По нашим наблюдениям, санобработка может только усилить их размножение, - говорит научный сотрудник института экологии природных систем АН РТ Александр Беляев.

Вот такой крысиный парадокс. Беляев отзывается о грызунах если не с любовью, то с уважением. По его словам, они умны и осторожны. Некоторые особи вообще не попадаются в ловушки и умирают своей смертью. К примеру, если крысе хотя бы один раз дужкой отдавило голову, она больше никогда не подойдет к ловушке. Так же она себя поведет, если, отравившись, все-таки выживет. Легко учится, поэтому крысоловам приходится постоянно выдумывать новые способы.

- Усилия дератизаторов, - продолжает Беляев, - не всегда можно назвать не то чтобы успешными - вообще имеющими право на существование. Часто обработка не уничтожает все особи, а лишь частично разрушает социальные связи, отчего делается только хуже.

Связи в популяции отдельных видов грызунов, к примеру домовых мышей, обычно очень жесткие, они не пускают на свою территорию другие виды. А из-за дератизации места обитания домовых мышей занимают другие виды грызунов, которые являются опасными для человека. Может, в этом кроется разгадка причин заражения в летних лагерях геморрагической лихорадкой. Ведь вспышка заражений приходится на те периоды, когда на турбазах проводят плановую санобработку.

Вообще, загадок в поведении грызунов ученые находят немало. Проблемы с отгадками. В СССР популяциями грызунов всерьез мало кто занимался, а сегодняшняя ситуация такова, что Александр Беляев - единственный в Казани специалист по мелким грызунам.

- Не очень-то это здорово - быть единственным, - замечает Беляев. - Ни здоровой конкуренции, ни приборов для анализов.

Он даже не может сказать, какова численность серой крысы в Казани: не хватает ловушек для отлова. Те ловушки, что еще есть в институте, Беляев ставит в разных частях города регулярно. Говорит, что в последние годы стабильно растет численность мышей в районе улицы Дубравной (200 особей на гектар). А в этом году необычно рано началось размножение рыжих полевок. Симптом тревожный, может сказаться на дальнейшем росте численности грызунов на территории Казани. Беспокоит Беляева еще одно: ловушки все чаще приходится ставить у себя на работе, в здании института на Даурской.

Рис. Виктора БОГОРАДА.

Алсу МУСИНА