Вечерняя Казань / № 21-22 (2751-2752) / Политика / Десять лет спустя, или Старая гвардия в своем репертуаре

Годовщина

Десять лет спустя, или Старая гвардия в своем репертуаре

Вчера в скромном конференц-зале НКЦ "Казань" камерно отметили 10-летие Большого договора между Татарстаном и Российской Федерацией, подписанного 15 февраля 1994 года.

Никогда прежде, как утверждают идеологи суверенитета, никаких официальных договорных отношений между татарами и Россией не существовало. Поэтому договор-1994 и называется на политическом сленге Большим. На подходе - подписание нового договора, и его, скорее всего, придется называть Малым, ведь он - то самое "меньшее из зол". Татарстану он позволит продолжать считать себя формально равнозначным России (договор - акт равных сторон), а федеральному центру - окончательно фактически уравнять эксклюзивную республику с другими регионами-подписантами. Не согласится республика на Малый - Большой все равно прекратит действовать. И республика, как подтвердил вчера Фарид Мухаметшин, на Малый согласилась. Его подпишут сразу после договора с Чечней.

Впрочем, беглое упоминание об этой ложке дегтя затерялось в большой порции сладкого, навязшего в зубах участников вчерашнего праздничного мероприятия. Специально приехавший в Казань татарстанский вице-президент-1994 Василий Лихачев даже сказал, что "это собрание - федерального уровня". Это про примерно три десятка участников и еще примерно столько же журналистов, "федералов" среди которых как-то не наблюдалось. Если не считать, что г-н Лихачев придал собранию федеральный статус из уважения к собственной персоне - он, говорят, до сих пор числится в кадровом резерве президента РФ.

Василий Николаевич вспомнил несколько трогательных моментов 10-летней давности. Сказал, что подписание договора было назначено на 13 февраля, но президент Борис Ельцин вдруг заболел. Лихачев проверил его ("по своим мидовским каналам") и подтвердил, что Ельцин и вправду болен. И тогда подписание перенесли на 15-е. "Вот и гадай - здоров ли был Ельцин, когда этот договор подписывал!.." - прошептал мой сосед.

Потом тогдашнему премьеру Мухаммату Сабирову пришла очередь вспоминать. И он вспомнил:

- До подписания договора мы с Минтимером Шариповичем усиленно переводили собственность в нашу юрисдикцию (очевидно, он имел в виду юрисдикцию Татарстана. - М.Ю.). И делали это с понятием.

Потом слово дали Фандасу Сафиуллину, отрекомендовавшемуся "ветераном политики". И он принялся цитировать другого скандально известного "ветерана политики", только московского: татары, мол, потому хотят латиницу, что Турция им заплатила. Г-н Сафиуллин призвал снять эти обвинения в адрес татарского народа, а то вот прокуратуре дадут команду из Москвы, и она татар прижмет.

И тут прокурор Кафиль Амиров демонстративно покинул зал "собрания федерального уровня", заявив на прощание, что не хочет слушать "такие глупые рассуждения".

- Ну вот, дал прокурору повод уйти, - то ли опечалился, то ли обрадовался за прокурора Фарид Мухаметшин...

Марина ЮДКЕВИЧ