Вечерняя Казань / № 27 (2757) / Субботний репортаж / Когда актрисы уходят на пенсию, костюмерная заметно пополняется

Когда актрисы уходят на пенсию, костюмерная заметно пополняется

И театрам нужны дни дарения

Часто вещи, которые мы уже не носим, а выбрасывать жалко, отправляются в "бабушкин сундук". Но им можно найти лучшее применение. Например, в Москве есть такая традиция: старые платья, обувь и прочее дарить театрам. В Питере есть специальный комиссионный магазин - там костюмеры могут найти что-то для своих театров. А где же "отовариваются" казанские костюмеры?

В учебный театр на Профсоюзной, по словам костюмера Татьяны Тарасовой, казанцы ничего безвозмездно не приносили. А вот продавать приходили. Так, мужчина предложил офицерскую шинель и гимнастерку. Было это достаточно давно - за сколько купили форму, никто уже не помнит. Недавно парень предлагал купить сразу 60 военных головных уборов. "У нас что тут, батальон?" - опешил директор театра. Так и не купили.

Понятно, что студенческий театр не может себе позволить дорогие реквизиты и костюмы. Приходится выкручиваться: покупают одежду в секонд-хенде, а чаще шьют сами.

...Костюмер Качаловского театра Любовь Ермошина рассказала, что совсем недавно военный в отставке сделал подарок - добротную военную форму. Однако богатый репертуар требует немалых затрат на костюмы, обувь, головные уборы. Большинство костюмов шьют в театре, но вечерние платья все же покупные.

Реквизиторская театра насыщена атмосферой рождения спектакля. Ольга Киселева, главная в этой комнате сокровищ, показала мне старинный телефон, как она его называет, "телефон Ильича", смешные галоши бог знает какого размера, бутыли для самогона, бутафорскую курицу, которая выглядит весьма аппетитно. В глаза бросились ажурные железные подсвечники. Оказалось, что по заказу Качаловского их сделали заключенные. Дополняют интерьер списанные противогазы. Пока мы беседовали с Ольгой Павловной, в комнату забежал молодой актер и попросил пистолет. Она открыла ящик письменного стола, и я замерла: он был битком набит оружием. "Пушки" качаловцы заказывают в Ижевске, на оружейном заводе. А вот газеты 1917 года печатали для них в одном из издательств Казани.

Каждый уважающий себя качаловец хоть раз да принес что-нибудь в реквизиторскую: бижутерию, чайники, кастрюли, часы и даже старый чугунный утюг. Каждая вещь когда-нибудь пригодится.

...Тюзовский костюмер Татьяна Солодянкина рассказала мне о пальто начала ХХ века, которое подарили театру 25 лет назад. И все эти годы его так никто и не надевал. Звездный час пальто настал, когда актеры начали сниматься в рекламном ролике: по сценарию там должна была появиться типичная городская татарка 30-х годов прошлого столетия. Актриса примерила пальто, и все хором сказали: "Как по тебе сшито". Так древнее пальто попало на экран.

Как говорит Татьяна Михайловна, казанцы часто приносят им одежду и предметы обихода. Так, например, одна женщина отдала высокие коричневые ботиночки со шнуровкой аж 1927 года. Другая принесла военную форму и настоящее японское кимоно. А одна дама предложила целую коробку шляпок 50-х годов. Их с удовольствием взяли. По словам Солодянкиной, "Ильдан" кроил свои головные уборы как раз по этим элегантным шляпкам. Пожилая женщина подарила старинную швейную машинку с впечатляющим маховиком. Театр не мог нарадоваться такому приобретению и выплатил ей немного денег в качестве благодарности. А как-то принесли драгоценный реквизит - немецкую пишущую машинку "Олимпия" с деревянным чехлом, обтянутым кожей.

Однажды театру вручили китайскую обувь 50-х годов на очень высоких каблуках.

- Их могла носить только Елена Ненашева, и все знали, что эта обувь ее, - говорит Татьяна Михайловна. - Когда Елена уходила в Качаловский, она меня очень просила отдать ей эти туфельки. Конечно, я отдала. Кроме нее, в них больше никто не может ходить.

А совсем недавно тюзу помог случай. Во дворе театра шел ремонт. И когда ломали стены старых домов, рабочие наткнулись на тайник, где лежали погоны и благородные эполеты с бахромой. За 100 рублей Татьяна Михайловна их выкупила. Что касается мебели, то ее даром не отдавал никто, только продавали. Театр кое-что приобрел.

- А вот когда актрисы уходят на пенсию, костюмерная заметно пополняется, - говорит Солодянкина. - Они обычно дарят много своих вещей - и одежду, и личные аксессуары для какой-то роли.

Камилла ВИЛЬДАНОВА.

Фото Олега КОСОВА.