Вечерняя Казань / № 35 (2765) / Субботний репортаж / Мальчики налево, девочки направо

Мальчики налево, девочки направо

Встретимся на перемене

"Нет, что вы, никаких проблем с празднованием 8 Марта и 23 Февраля у нас не возникает. Класс мальчиков готовит поздравления классу девочек - и наоборот. И влюбляются у нас вовсю. Знаете, сколько выпускников нашей гимназии впоследствии поженились?".

В 1990 году в Приволжском районе Казани появилась уникальная школа с раздельным обучением мальчиков и девочек. Возглавил ее молодой педагог-новатор (нынешний начальник Казанского гуо) Ильдар Галиахметов... Когда новостройка на Фучика была готова к сдаче и образовательные власти стали подбирать кандидатуру на должность директора, Галиахметов оказался вне конкуренции, предложив смелую идею раздельного обучения в одной школе. Тем более что "двукрылое" здание новостройки как нельзя лучше подходило для этого. Родителей, которые поначалу боялись отдавать детей в "нетрадиционную" школу, соблазнили лозунгом: "Только в школе с раздельным обучением можно воспитать настоящего мужчину и настоящую женщину". Директор-новатор быстро пошел на повышение. "Но, говорят, он о нас часто вспоминает", - гордятся учителя гимназии № 6 c углубленным изучением английского.

За 14 лет идея отца-основателя претерпела изменения. Большинство учителей-мужчин, набранных по конкурсу, разбежалось из-за низкой зарплаты. Так что и в "мужских" классах преподают в основном женщины. Не удалось соблюсти строгое деление школы на "женскую" и "мужскую" половины - кабинетная система заставляет мальчишек и девчонок носиться из "крыла" в "крыло". Пришлось ввести и смешанные классы - если в 10-м оказалось мало мальчиков, их вынужденно объединяют с классом девочек. Но в целом школьный план "разделения полов" выполняется.

- Ну и как, нравится? - спросила я вчера учеников 6-й гимназии.

- Честно? Нет!!! - заверещали девчонки из 7 "А". - Без мальчишек скучно! Совместные праздники у нас, конечно, бывают. Сегодня вот мальчики будут поздравлять нас с 8 Марта. Но остаться после уроков на это чаепитие смогут далеко не все. Кому в музыкалку, кому в художку...

Одна семиклассница призналась, что когда одноклассник по художке открыл перед ней дверь и пропустил вперед, то она чуть в обморок не упала: "Наши мальчишки на такое не способны!"

Восьмиклассницы были еще категоричней:

- Мальчишки у нас закомплексованные, дикие, они нас боятся! Ну и что, что они нам концерт покажут на 8 Марта? Их ведь просто классная руководительница заставила. В других школах, рассказывают, мальчики девочек на медленный танец приглашают, а наши только у стенки жмутся! Говорят, в 10-м нас смешают, но это слишком поздно, мы к тому времени уже в ходячие комплексы превратимся!

- Зачем же вы тогда учитесь в этой школе, если она вам не нравится?

- Наша гимназия считается престижной и от дома близко.

Парни-десятиклассники, которых "смешали" с девушками в этом году, уже успели оценить преимущества своего положения:

- Какой разговор, без девчонок было совсем не то.

Разве что маленький Илюша из 1 "Б" твердо заявил мне:

- Нет, я по девочкам совсем не скучаю. Зачем они нужны?

- Мы знаем, что дети относятся к раздельному обучению по-разному, - признает завуч гимназии № 6 Венера Низамиева. - Но человек так устроен, что ему хочется того, чего у него нет. Психологи рекомендуют нам объединять мальчиков и девочек в старших классах, но классы мальчиков часто выступают против слияния: девочки будут мешать учебе... В каких классах выше успеваемость? Есть сильные "девчоночьи" классы, есть "мальчишеские". Когда нужно давать открытые уроки, большинство учителей выбирают классы мальчиков - у них мышление нетрадиционное, они активнее. А девочки - старательней.

...Даже педагоги, проработавшие в гимназии много лет, не знают четкого ответа на вопрос: в чем смысл раздельного обучения? С одной стороны, девочки и мальчики вроде бы перестают быть бесполыми "учениками". С другой стороны, какой интерес у ребенка быть девочкой, если вокруг - тоже сплошные девочки?

Фото Василия МАРТИНКОВА.

Ольга МАЧНЕВА