Вечерняя Казань / № 64-65 (2794-2795) / Политика / В Татарстане начался бюджетный переворот

Втихую

В Татарстане начался бюджетный переворот

Из-под контроля властей республики тихо ушло более четверти (27,6 процента, или 11,5 млрд. рублей) годового дохода татарстанского бюджета. Как стало известно "ВК", деньги из Москвы на федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие РТ до 2006 г." (ФЦП) в первом квартале этого года не поступали вовсе. Эта потеря будет компенсирована, но в дальнейшем средства ФЦП уже не будут поступать в республиканское казначейство. Программа будет финансироваться напрямую федералами.

По сведениям "ВК", в апреле у ряда бюджетополучателей возникли серьезные проблемы с финансированием из казначейства республики: оплата их счетов, за исключением зарплаты, почти не проводилась. А чуть больше недели назад министр финансов РТ Радик Гайзатуллин провел рабочее совещание с руководителями "социальных" ведомств (в частности, министерств образования, культуры и здравоохранения). Им было поручено открыть себе счета в управлении федерального казначейства: отныне основное финансирование они будут получать напрямую оттуда.

- В республиканском казначействе нам говорят: мы считаем остатки, - поделился с "ВК" один из руководителей учреждения республиканского подчинения. - Я так думаю, это политика, межбюджетные отношения... Но есть сведения, что решение о переводе наших счетов в федеральное казначейство было принято Москвой еще в начале января - почему же наш минфин тянул с этим указанием? Может, деньги крутились в "Ак барсе"?..

Здесь требуется пояснение. Федеральные деньги (в частности, на финансирование ФЦП и госгарантий социально незащищенным гражданам) были включены в бюджет Татарстана и, следовательно, поступали в республиканское казначейство. А его средствами, как известно, оперирует банк "Ак барс" - заметим, весьма значительными даже для этого крупнейшего банка средствами.

Однако в Минфине РТ утверждают, что уж в первом-то квартале этого года "крутить" "Ак барсу" точно было нечего. Хотя бы потому, что на всем протяжении этого финансового периода средства ФЦП просто не поступали в республику!

Предполагают, что это объективно и субъективно было связано с реформой правительства, которая постигла Россию как раз в это время. Во-первых, поди сохрани внимание к финансовой рутине, когда ведомственные кресла так и ходят ходуном и меняются местами. А во-вторых, любая реформа власти влечет за собой реструктуризацию денежных потоков, и поэтому резонно желание на время реформы притормозить эти денежные потоки до окончательного выяснения новой конфигурации.

И вот месяц назад, в конце марта, правительство России выдало распоряжение о финансировании всех региональных ФЦП непосредственно через федеральное казначейство, минуя региональные финансовые органы-"довески". Конфигурация, таким образом, определилась - вертикальная и весьма жесткая. Для Татарстана это означает, что 11,5 млрд. рублей - больше четверти доходной части бюджета республики - уходит из-под контроля кабмина и переходит под федеральный контроль. Для властей Казани цена этого вопроса - 2,1 млрд. руб. из 7,8 миллиарда, составляющих доходы городского бюджета.

По некоторым данным, при финансировании главных ведомств "социалки" за республикой остается в основном зарплата с начислениями на нее. Федеральное казначейство берет на себя финансирование статей на приобретение оборудования, инвентаря, медикаментов, на текущий и капремонт, на транспорт, коммунальные услуги и связь... Словом, как раз тех, которые до сих пор давали определенную свободу финансового маневра руководителям всех уровней, от кабминовского до директорского. О вскрываемых различными ревизиями финансовых нарушениях как способе проявления этой свободы не раз писала "ВК".

Будет ли финансирование из федерального казначейства абсолютным ограничением этой свободы? Это вряд ли - в конце концов, в местном управлении ФК такие же наши люди сидят. Но определенным ограничением, конечно, будет. Зато в полном соответствии с законом сообщающихся сосудов у федеральных бюджетораспределителей будет больше финансовой свободы - не исключено, что и за счет республики...

Но вот вопрос вопросов: как же не рухнул бюджет республики в три первых месяца года, если больше четверти запланированных доходов в Татарстан не поступало?! Не забудем, что консолидированный бюджет республики и без того был запланирован с дефицитом в 15 процентов. Такой громадный суммарный дефицит должен был просто парализовать бюджетные процессы. Должна была зависнуть выплата зарплат, "скорая помощь" прекратила бы выезжать по вызовам, энергетики принялись бы вырубать свет целым городам...

Однако катастрофы не произошло - напротив, все основные расходы были профинансированы, по отчету Минфина РТ, с перевыполнением на 3 - 5 процентов. Сборы бюджета в первом квартале (плюс 1,8-миллиардный неизрасходованный остаток с 2003 года) оказались таковы, что с легкостью необычайной покрыли и 15-процентный официальный дефицит, и не поступившую из Москвы почти 28-процентную часть официально запланированного бюджета!

Объяснить подобное финансовое чудо, например, резким повышением цен на нефть не представляется возможным - просто не было такого резкого повышения ни в этом году, ни в конце прошлого. Как не было и резкого взлета экономики. Объяснение одно, как в старом советском анекдоте: "Пока в стране такой бардак - она непобедима". Дело в особенностях бюджетного планирования в Татарстане: планируешь меньше - получаешь больше, а разность между "планом" и "фактом" дает кабмину свободу финансового маневра (эта разница даже нашим ручным парламентом не контролируется).

Ожидается, что деньги из Москвы за первый квартал хотя бы задним числом поступят в республику, и произойдет возмещение. Минфин предполагает "тормознуть" средства ФЦП на уровне министерств, а оттуда вернуть их в бюджет РТ. Так что во втором квартале республику, судя по всему, ждет еще одно очень мощное перевыполнение плана бюджетных доходов.

Правда, федеральный центр намерен финансировать наши стройки, вошедшие в ФЦП, лишь после нового официального утверждения их перечня в Минэкономразвития России. Примечательно, что подобный перечень объектов капвложений в РТ Госсовету при утверждении бюджета республики так и не был предоставлен.

Есть основания полагать, что нынешнее "изъятие" из-под контроля властей республики значительной доли ее бюджетных потоков - лишь шаг на пути к дальнейшей централизации. Чтобы сделать этот шаг, федеральному центру понадобилось примерно три года - если считать с момента существенного ограничения финансового суверенитета республики (увеличения налоговой доли, отчисляемой Татарстаном в федеральный центр). Какой будет бюджетная конфигурация еще через три года?

Когда ровно три года назад министр финансов и вице-премьер РФ Алексей Кудрин торжественно открывал в Казани управление федерального казначейства (Татарстан был последним из регионов России, где оно открылось), он меланхолично заметил:

- Мы согласны исполнять и ваш бюджет тоже.

- По доходам - это пожалуйста... - тихо возразил тогдашний министр финансов РТ Роберт Мусин.

Кудрин оказался лучшим пророком, чем Мусин. Бюджетные расходы Татарстана все-таки начинает исполнять федеральное казначейство. Пока на четверть, а дальше... Нужно ли будет республике собственное казначейство через следующие три года?.. Роберт Мусин, правда, ничего не потерял как министр финансов (поскольку таковым теперь не является) - зато возглавляемый им в качестве председателя наблюдательного совета банк "Ак барс" теряет часть проходящих через него бюджетных финансовых потоков. Пока только часть.

Рис. Вячеслава ШИЛОВА.

Марина ЮДКЕВИЧ