Вечерняя Казань / № 68 (2798) / Горячие материалы / Смерть в бассейне
Губит людей вода
Смерть в бассейне
23-летняя девушка утонула в минувшую субботу в плавательном бассейне ОАО "Казаньоргсинтез". Елизавета Евлампьева приобрела абонемент в марте и успела посетить всего несколько занятий.
- Это первый случай утопления за всю тридцатилетнюю историю бассейна, - заверил вчера корреспондента "ВК" директор бассейна Алексей Камешков. - Трагедия произошла на моих глазах. Абонементная группа плавала, как обычно, под наблюдением инструкторов, а я, хотя и не обязан присутствовать на занятии, зашел посмотреть. Инструкторов четверо, я пятый, все вместе наблюдаем... На 8-й дорожке плавала группа молодых людей - три парня и две девушки. В 17.45 занятие закончилось, и инструкторы дали сигнал освободить воду. Трое из той группы по сигналу сразу же вышли из воды, а один парень и девушка задержались. И вдруг не прошло и минуты, как парень кричит: "Помогите!" и поднимает девушку из воды на руках... Все мгновенно бросились на помощь. Инструкторы начали делать все, чтобы привести девушку в сознание: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, медсестра наша прибежала, сделала укол адреналина. "Скорую" вызвали, но она долго не ехала, минут 25. Когда приехала, медики тоже делали уколы, пытались запустить сердце дефибриллятором, но все оказалось бесполезно. Констатировали смерть...
По мнению директора бассейна, клиентка Елизавета Евлампьева в немалой степени сама виновата в том, что утонула. Потому что плавала она с трубкой для подводного плавания, что категорически запрещено правилами пользования бассейном.
- Чтобы плавать в маске и с трубкой, нужно пройти специальную подготовку, иначе это может быть чревато: неправильный вдох, выдох - капли воды попадают в дыхательные пути, и все, - объясняет Камешков. - Но ведь у нас тут не секция дайвинга, у нас занимаются группы оздоровительного плавания, поэтому никакой такой подготовки мы не проводим, а просто запрещаем клиентам плавать с масками и трубками.
- А они все равно плавают...
- Пожалуй, это единственное нарушение с нашей стороны, что инструкторы не пресекают должным образом нарушения со стороны клиентов. Но ведь клиенты как рассуждают: мы купили абонемент, заплатили вам деньги, как хотим, так и плаваем. Нырять вот тоже запрещаем, а они ныряют. В понедельник мы провели большое служебное совещание, решили, что всех клиентов будем знакомить с нашими правилами под роспись, у нарушителей будем отбирать абонементы, а недовольным, если на то пошло, будем возвращать деньги.
- Объяснить что-то людям действительно бывает очень сложно, - подтверждает инструктор бассейна Любовь Лушавина, тоже участница трагических субботних событий. - Я вот своей группе безуспешно пытаюсь втолковать, что нельзя идти к спуску на воду в тапочках. У нас там специальные дорожки до самой воды, по которым нужно идти босиком, а тапочки снимать заранее. Не слушают, прут в тапочках и снимают их только у воды. А мы не имеем права дотрагиваться до личного имущества клиентов...
Конечно, персонал бассейна делает сейчас все, чтобы снять с себя вину за случившееся. Медики бассейна (здесь работают врач и три медсестры) говорят, что у них не было оснований сомневаться в состоянии здоровья утонувшей клиентки Евлампьевой. Ведь каждый клиент, перед тем как начать заниматься плаванием, предъявляет в медпункт справку от врача о том, что ему разрешено посещать бассейн.
- Причем справки из разных платных центров мы намеренно не принимаем, только из поликлиник по месту жительства. Чтобы участковый педиатр или терапевт нес ответственность за то, что он написал, - объясняет врач бассейна Белла Гашева.
Справка, выданная Елизавете Евлампьевой терапевтом 10-й поликлиники Ново-Савиновского района, о том, что она здорова и может посещать бассейн, тоже хранится сейчас в медпункте.
Трагическая смерть Евлампьевой для медперсонала - загадка. Вообще-то несчастные случаи со смертельным исходом случались в бассейне и раньше. В семидесятые в бассейне погиб завуч спортшколы - его убило током, когда он решил сфотографировать своих воспитанников и зашел в воду с фотовспышкой. И утопленник в бассейне тоже уже был - с клиентом-эпилептиком в воде случился припадок. А терапевт, выдавший справку "здоров", об эпилепсии якобы не знал, поскольку психиатрические диагнозы - тайна. Третье ЧП в бассейне произошло всего несколько недель назад. Мужчина, недавно перенесший инфаркт, скончался, едва выйдя из воды. Выяснилось, что справку "может посещать бассейн" ему выдала жена-терапевт, с нее и спрос...
Но если в этих трех случаях все смерти легко объяснить, то как могла ни с того ни с сего утонуть молодая, здоровая девушка, умеющая плавать? Рассказывают, что Лиза приходила на занятия не одна, а с группой товарищей. Сотрудники бассейна говорят, что эти люди - разные по возрасту, но объединенные каким-то общим интересом (возможно, они последователи какого-то религиозного или оздоровительного учения) - занимаются в бассейне давно и обязательно вместе, а Лиза была среди них новенькая. Персонал неоднократно примечал за группой некоторые странности. К примеру, занятие закончится в 17.45, а они до девяти все не расходятся, то в буфете сидят, то просто в холле на диванчиках, все что-то обсуждают. А однажды якобы кто-то даже видел, как Лиза погружалась на дно бассейна, а ее товарищи сказали, что так нужно. Поговаривают также, что в группе есть главный и он пообещал, что у родственников Лизы (девушка вроде бы не казанская, из Канаша) не будет никаких претензий к персоналу бассейна по поводу гибели девушки.
Прокуратуре Московского района предстоит разобраться во всех деталях трагедии.
Фото Василия МАРТИНКОВА.
Ольга МАЧНЕВА