Вечерняя Казань / № 69 (2799) / Политика / К пуговицам претензий нет

На сессии Госсовета

К пуговицам претензий нет

В среду состоялось второе заседание Госсовета РТ третьего созыва - депутаты продолжили процедуру вступления в наследство после прежнего парламента.

Если главным вопросом любого наследства считать финансовый, то наследство, доставшееся парламентариям, является весьма запущенным. С одной стороны, с законодательным определением ряда налогов, составляющих доходы республиканского бюджета, даже теперь, во втором квартале года, нет полной ясности. Но, с другой стороны, на стабильность бюджета это, представьте себе, не влияет - запланировали-то его "правильно", т.е. как если бы законодательное определение свершилось в положенный срок...

Ну вот такой пример, чтобы было понятно, насколько причудливо оттеняют друг друга эти стороны бюджетного процесса в Татарстане. Бюджет - это пиджак, состоящий из множества довольно сложных в расчете деталей. Можно носить пиджак, у которого в качестве задней половины рукава вшита не деталь из ткани, из которой пошит весь пиджак, а просто бумажная деталь выкройки?.. Я даже не говорю о приличии, но ведь такое изделие просто должно развалиться при первой же примерке. А наш бюджетный кафтан носится целый год - и ничего! Правда, детали все время вшиваются заново. И к концу срока, глядишь - лацканы, что были узкие, стали широкими, а на бортах ткань уже какая-то более дорогая, а боковины, наоборот, совершенно дерюжные...

Вот к пуговицам у нас, как у Райкина, вопросов нет. Пуговицы, что фиксируют нерушимую связь двух бортов - двух ветвей власти, держатся насмерть, не оторвешь. Что в очередной раз было продемонстрировано на сессии Госсовета в среду.

Депутаты, спешно принимая во всех трех чтениях понижающие коэффициенты к налогу на вмененный доход (для населенных пунктов с численностью населения до 100 человек - 0,05, от 101 до 300 человек - 0,1, от 301 до 500 человек - 0,3, от 501 и выше - 0,5), даже не попытались вызвать на трибуну министра финансов Радика Гайзатуллина и спросить, как получилось, что эти коэффициенты не были представлены еще в ноябре прошлого года? И кто оплатит финансовые потери городских предпринимателей, вынужденных в первом квартале этого года отвлекать свои оборотные средства на уплату внезапно удвоившегося налога?

Депутаты утешают, что коэффициенты будут введены задним числом, а значит, нынешняя переплата компенсируется через квартал. А упущенная выгода, которую вызовет отвлечение оборотных средств? Она не компенсируется. Предприниматели-гендиректора, которые у нас составляют добрую половину парламентского корпуса, это, конечно, понимают... но чужие потери - это всего-навсего чужие потери.

Интересно, что в обосновании к этому законопроекту говорится: он "не приведет к снижению доходов бюджета РТ". Их запланировали, как если бы понижающий коэффициент существовал, т.е. рассчитывали на меньшую сумму. А предпринимателям предъявили к оплате сумму гораздо большую - от двух- до семнадцатикратной! Отчего все-таки продавец, "ошибаясь", никогда не "ошибается" в пользу покупателя? Загадка...

Еще с двумя налогами - на имущество организаций и ставками платы за пользование водными объектами - разобрались еще быстрее. Новация в налогообложении имущества организаций - освобождение от этого налога имущества органов власти и бюджетных учреждений - в сущности никакой новацией не является, и уже с 1992 года по федеральному законодательству эти организации не платили налога на имущество, и в бюджете РТ 2004 года не было запланировано поступления от них налога на имущество... В общем, то, что их спешно стали вносить в число льготников, - это, скорее всего, еще одно последствие контузии от "вмененки".

С "водным налогом", который прежде принимался в бюджетном законе, напортачил, как утверждают в Госсовете, федеральный законодатель: должен был ввести общероссийские ставки, но не внес, и пришлось при расчете бюджета руководствоваться минимальными нормативами. Но это даже приятно, потому что теперь получится 11-миллионный допдоход. Хоть какая-то прибыль от наследства Госсовета второго созыва.

Член Совета Федерации - представитель от законодательной власти республики Ирина Ларочкина тоже, между прочим, является элементом политического наследства прежнего Госсовета. Но не проклятым финансовым элементом, а положительным политическим. И если даже все-таки слегка финансовым (годовое жалованье каждого такого сенатора составляет более 460 тыс. руб.), то все равно не отрицательным: ведь сенаторам платят из бюджета Федерации.

А если вспомнить, как президент РТ решил отозвать своего представителя из Совета Федерации, лишив его этой федеральной подкормки и не предоставив взамен адекватной из бюджета республики... ох и скандал же был вот тут же, в Госсовете!.. Ох и трибуном-оппозиционером стал опальный сенатор Рафгат Алтынбаев!.. И чтобы от добра добра не искать, новые парламентарии подтвердили сенаторские полномочия г-жи Ларочкиной.

Марина ЮДКЕВИЧ