Вечерняя Казань / № 74 (2804) / Социальные проблемы / Долг перед семьей, долг перед Родиной - кому прежде отдавать?

Ситуация

Долг перед семьей, долг перед Родиной - кому прежде отдавать?

Сережа Красильников, в отличие от многих других призывников, к сотрудникам своего "родного" Кировского райвоенкомата питает только теплые чувства. Но при этом идти в военкомат на собеседование по поводу призыва побаивается: закон-то ему отсрочку от армии не гарантирует. А она нужна не столько ему самому, сколько семье, в которой он остался единственным мужчиной.

Защитой и опорой своей семье Сергею пришлось стать в 14 лет. В 1999 году умерли вначале отец, потом мать. На руках у бабушки Поли осталось трое ребятишек - погодки Ирина с Сергеем и 8-летняя Оля.

Ира выучилась на парикмахера, а недавно вышла замуж - и зажила своим домом. Финансовое положение молодой семьи пока настолько скромно, что поддержать младшую сестренку и бабушку Ира может лишь морально. Ну и еще по хозяйству приезжает помочь.

Сергей, когда не стало родителей, постарался поскорее закруглиться со школой и пошел в ПТУ. Сейчас работает в депо Юдино помощником машиниста. Год назад он оформил опекунство над Олей - с тех пор не бабушка, а этот паренек отвечает за ее благополучие и воспитание. Оля хорошо учится, баба Поля поговаривает о том, что после школы ей прямая дорога в институт, и Сергей эту идею поддерживает. Его зарплаты, говорит он, хватит, чтобы прокормить сестру-студентку.

- Почему вы, а не Ира стали опекуном Оли? - спросила я Сергея.

- Каждый решает сам. У нее своя семья. А я справляюсь.

А ведь спросила я его об этом не случайно. Полгода назад Сергея вызывали в Кировский военкомат, где он состоит на учете. Опекунство над младшей сестренкой тогда стало веским доводом для членов призывной комиссии - ему дали отсрочку от призыва по семейному положению. Красильников с благодарностью вспоминает, как добросердечно отнеслась тогда к нему помощник начальника военкомата Любовь Трепехталова.

Трепехталова заверила меня, что и сейчас Сергею будет предоставлена отсрочка. Но добавила: по закону она ему не положена, поскольку у Ольги Красильниковой есть и другая близкая родственница - совершеннолетняя, трудоспособная сестра Ирина. Вот если бы у брата с младшей сестрой была одна только старенькая бабушка, тогда право на отсрочку было бы бесспорным. А в данной ситуации дать или не дать ее, зависит от призывной комиссии. И дальше прозвучала фраза, что работают в военкомате не винтики бездушные, а нормальные люди, которые понимают, что в этой жизни бывает всякое. И что эти люди Сергея в армию на аркане не потащат. "Дадут ему отсрочку, его дело у нас в особой папке даже лежит", - заявила мне Любовь Николаевна.

Ситуация, когда 18-летний парень оказывается единственной надежной опорой для кого-то из членов семьи - совсем не редкость. Закон отсрочки таким призывникам не гарантирует, если у их несовершеннолетних или нетрудоспособных близких есть другие родственники. А могут или не могут обеспечить "другие лица" им достойную жизнь - об этом в законе ничего не говорится, так что в каждом конкретном случае призывнику остается уповать на доброго дяденьку из военкомата.

Анна АЛТЫНОВА