Вечерняя Казань / № 74 (2804) / Культура / Нобелевскому лауреату придется "свыкнуться со своей бедой"

Память

Нобелевскому лауреату придется "свыкнуться со своей бедой"

Почти три месяца члены религиозной еврейской общины разыскивали могилу отца лауреата Нобелевской премии Виталия Гинзбурга, похороненного на Арском кладбище в июле 1942 года. Даже создали совместную с дирекцией Арского кладбища комиссию для этого. Но, увы...

Марк Кринштейн и Евгений Шапиро
на предполагаемом месте захоронения
отца Виталия Гинзбурга

В начале войны Гинзбург, тогда еще никому не известный научный сотрудник Физического института Академии наук СССР, вместе с родственниками находился в нашем городе в эвакуации. Здесь и умер его отец. После войны Виталий Лазаревич специально приезжал в Казань, чтобы поставить на могиле отца основательный памятник (во время войны такой возможности у него не было). Долго искал могилу, да так и не нашел ее. Об этом религиозная община узнала из интервью лауреата Нобелевской премии, опубликованного в одном из февральских номеров "ВК".

- Когда мы прочитали в "Вечерке", что ученый с мировым именем признается в своей большой вине перед отцом, то решили помочь ему найти могилу, - рассказывает член совета религиозной общины Марк Кринштейн. - Сначала, пока еще лежал снег, мы занялись поисками архивных документов, в надежде, что удастся выяснить, в каком же месте находится захоронение. Но в казанских архивах нашли лишь свидетельство о смерти отца лауреата - Лазаря Ефимовича. Сведения в нем были очень скудные. Кроме дат рождения и смерти указывалось только ориентировочное место захоронения - четвертая аллея кладбища. А самого главного, номера могилы, в свидетельстве не было. И в архиве кладбища документы тех времен, увы, не сохранились. Написали письмо Гинзбургу, чтобы он сообщил дополнительные подробности: не было ли какой-нибудь отметки на памятнике и что находилось рядом с могилой. Но он только подтвердил дату смерти отца - 20 июля 1942 года - и сообщил, что памятник был из серого бетона, низкий, небольшой, как бы тумбочка, рядом были такого же типа памятники. Но о надписи точных воспоминаний у него не осталось. На кладбище, мол, был какой-то домик, а могила была направо от домика, ближе к обрыву. Позже Виталий Лазаревич сообщил по телефону Евгению Шапиро, который принял активное участие в поисках могилы, что на памятнике из бетона он никаких надписей не делал. И что "если для поисков необходимы средства, то он может их передать".

На наше интервью с Гинзбургом неожиданно откликнулась дочь известного физика Евгения Завойского - Наталья Завойская, которая сейчас живет в Москве. Обеспокоенная тем, что могила отца лауреата Нобелевской премии так и не найдена, она написала в "ВК", где ее следует искать. "В 1982 году Виталий Лазаревич приезжал в Казань на первые Завойские чтения по приглашению члена-корреспондента Академии наук РФ Семена Альтшулера, - сообщила Нина Евгеньевна. - Так вот я была среди тех, кто ездил с Виталием Лазаревичем в Клыковку и на кладбище. Кладбище мы посещали Арское, то место, где Гинзбург похоронил отца своего, находится слева от главного входа, глубоко внутрь. Там действительно было еврейское кладбище. Могилы и надгробия сохранились, но надписи были уже не видны. Может быть, их мог бы прочитать слепой человек, у которого "видят" пальцы".

Но еврейская община надежды все же не теряла. Обратились за помощью к руководителю МУП "Ритуал" и директору Арского кладбища Равилю Каримову - а вдруг кто-то из его работников что-нибудь знает. По предложению Каримова была создана специальная комиссия, которую он сам и возглавил. Кроме того, он выделил несколько своих специалистов для поисков. Когда в апреле сошел снег, работники кладбища вместе с членами общины (по 12 - 15 человек) каждый день осматривали безымянные могилы. Но памятника с приметами, описанными Виталием Гинзбургом, увы, не нашли. Как сказал Марк Кринштейн, или могила, находившаяся на краю обрыва, осыпалась, или в ней кого-то похоронили в военные годы, а может быть, уже после войны.

Когда члены комиссии пришли к выводу, что продолжать поиски бессмысленно, они обратились к Виталию Гинзбургу с предложением поставить памятник на месте предполагаемого захоронения. Не возражал против этого и раввин Татарстана Ицхак Горелик - лучше, дескать, что-то, чем совсем ничего. Да вот только Виталий Гинзбург своего согласия на установку памятника не дал, сочтя это кощунством.

- Как он сказал, видимо, ему придется свыкнуться со своей бедой. Однако Виталий Лазаревич был очень тронут нашим вниманием. Выразил всем откликнувшимся и проявившим инициативу казанцам глубочайшую признательность и благодарность, - говорит Марк Кринштейн. - Нам же очень обидно, что поиски оказались безрезультатными. Руководству кладбища и его работникам за бескорыстную помощь большое спасибо от нашей общины.

Фото Василия МАРТИНКОВА.

Валентина ВИТАЛЬЕВА