Вечерняя Казань / № 74 (2804) / Экономика и цены / Ваш столбец - четырнадцатый

Интервью "ВК"

Ваш столбец - четырнадцатый

Непрерывный рост коммунальных тарифов - самая понятная сторона реформы ЖКХ и федерального эксперимента, в котором участвует Казань. По подсчетам Федерации профсоюзов Татарстана, с начала прошлого года рост тарифов составил почти 100%. Но и это, как следует из декабрьского решения горсовета "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению на 2004 год", далеко не предел. В Казани за тарифную политику отвечает заместитель начальника департамента строительства и ЖКХ Евгений Волков. Встретившись с ним, корреспондент "ВК" неожиданно для себя выяснил, что наше жилищно-коммунальное хозяйство - это еще не самое страшное. А также, что не платить за неоказанные услуги очень просто. Надо только... Впрочем, обо всем по порядку.

- Евгений Георгиевич, вы отвечаете в департаменте за тарифную политику. Отсюда первый вопрос: что такое 100% оплаты за услуги ЖКХ?

- Это сумма, которая обеспечивает полное возмещение произведенных расходов плюс уровень необходимой рентабельности. В Татарстане это 5 процентов. Следовательно, в нашем случае речь идет о себестоимости оказываемых услуг плюс 5%. Есть регионы, где эта цифра существенно выше.

- Сегодня казанцы, как нас уверяют, платят 90% от "экономически обоснованного тарифа". Кем он "экономически обоснован"?

- Существует определенная процедура. Во-первых, экономически обоснованные тарифы устанавливаются исключительно на основании независимой экспертизы. Производить ее могут только фирмы, прошедшие аккредитацию при Минстрое России. Поставщик услуг приглашает такую фирму, и она готовит свое экспертное заключение. На втором этапе заключение рассматривается экспертным советом при Минстрое Татарстана. Затем отмеченные членами совета недостатки устраняются, и тарифы согласовываются с Минстроем РТ.

- Любой договор на оказание услуг предусматривает возможность предъявления претензий по поводу низкого качества, недопоставки или непредоставления услуг. Судя по договорам, которые жилищно-коммунальные службы предлагают подписать казанцам, почти все права оказались у первых, а обязанности - у вторых...

- Меня несколько удивляет такая постановка вопроса. Механизм предъявления претензий у нас есть, и он прописан. Другое дело, что журналисты не смогли или не захотели объяснить казанцам его суть. Между тем все очень просто. В каждом счете-фактуре есть 13-й и 14-й столбцы, объединенные общим заголовком "Недопоставка услуг (дней)". 13-й столбец предназначен для райжилуправления, где оно заранее проставляет число дней, когда услуга не оказывалась. Чаще всего эта клетка остается пустой. Если жилец не согласен с этим, то он заполняет графу в 14-м столбце "учтенная плательщиком" (недопоставка услуг). То есть пишет число - от 1 до 31 - по количеству дней в месяце, когда услуга не оказывалась. Соответственно, в 15-м столбце проставляется сумма, которую жилец оплачивает с учетом недопоставки данной услуги.

И все. Не надо никаких заявлений в ЖЭУ, суд или куда-то еще. Однако если вы не выполните какую-то из вышеописанных операций, то компьютер вас просто не поймет, и в следующем месяце насчитает вам долг. Если же все сделать правильно, то тогда уже не вам, а лифтеру или слесарю придется доказывать свою правоту.

- Неужели так просто? Надо будет непременно попробовать. А вот другая типичная ситуация. Прорвало трубу, вызов в ЖЭУ приняли, но никто не приехал. Кто виноват?

- Увы, на сегодняшний день такие вещи еще случаются. Причин для этого много, и, наверное, нет смысла все их перечислять. Для того чтобы снять большую часть претензий жильцов, мы разработали специальный Регламент, в котором прописана ответственность конкретных людей на каждом этапе. Начиная со второго полугодия нынешнего года уже не надо будет искать "крайнего". В каждой конкретной ситуации будет виноват конкретный человек на конкретном месте. Это как чек-лист в западных фирмах. Приходит служащий на работу к 9.00 и берет верхний чек-лист. На нем написано: "В 9.00 сделать то-то и то-то". На втором - "в 9.15 сделать то-то", и так далее.

- Жилкомхоз по-прежнему остается монополией. О создании конкурентной среды говорится много, но частные управляющие компании можно пересчитать по пальцам. А выделение из состава жилсервисов многочисленных ИЧП и ООО, формально частных, по большому счету ничего не меняет. Это - принципиальная позиция департамента или министерства?

- Нет, конечно. В этом году мы планируем преобразовать все МУПы в ОАО. На первом этапе 100% акций будет у государства, а на последнем - ни одной. Поэтому вопрос об искусственном создании ООО и ИЧП отпадет сам собой. Это что касается подрядчиков. А с управляющими компаниями вопрос не такой простой, каким кажется на первый взгляд. Пока еще ни в республике, ни в Казани нет такого количества профессионалов, чтобы можно было всерьез говорить о масштабной экспансии частных управляющих компаний в ЖКХ. Тем более что государство пока не выполнило своих обязательств в отношении жильцов как муниципальных, так и приватизированных квартир.

- То есть?

- Все ныне существующие тарифы и стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг не учитывают реального состояния жилого фонда. Они рассчитаны исходя из того, как должно быть. То есть если бы все работы по техобслуживанию, текущему и капитальному ремонту проводились бы в те сроки, какие положено. Но в нашей стране это скорее исключение, чем правило. Поэтому, прежде чем отпустить владельцев частного жилья в "свободное плавание по рынку", необходимо привести жилищный фонд в порядок. Именно на капитальный ремонт жилья и пойдет большая часть бюджетозамещающего кредита Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), вопрос о выделении которого Казани должен решиться уже нынешним летом. Планируется, что из $120 миллионов $80 - 100 миллионов будет потрачено на капремонт жилья. И только после этого жильцы, объединенные в товарищества собственников жилья (ТСЖ), смогут наконец вырваться из рук ненавистного им государственного ЖКХ и броситься в объятия частников.

- Это что, очень страшно, иметь дело не с госмонополией, а с рынком?

- Нет, страшно не это. Страшно, когда государство в один день бросает жильцов на произвол судьбы, как, например, это было сделано в Узбекистане. Государство из ЖКХ ушло, а рынок жилищно-коммунальных услуг еще даже не начал формироваться. А это вопрос не одного дня и даже не одного года.

Фото Максима БОГОДВИДА.

Евгений АКСЕНОВ