Вечерняя Казань / № 76 (2806) / Социальные проблемы / "Гробовые" от Сбербанка

Печальные хлопоты

"Гробовые" от Сбербанка

После похорон - в банк и к нотариусу

Добрая девушка в окошечке с надписью "Контролер" в отделении Сбербанка рядом с Московским рынком мило улыбнулась: "Заплатите десять рублей в кассу". Потом вернула сберкнижки умершего, вручила квитанцию об уплате десятирублевого "комиссионного вознаграждения за розыск вклада на имя..." и улыбнулась еще раз: "А вы чего ждете? Ответ придет по почте. Нет, не нотариусу, вам. Всего доброго!".

"Всего доброго" с той поры было изрядно, поскольку описанные события произошли 14 августа прошлого года, девять месяцев назад. А весточки из Сбербанка о том, что дело о получении 6 тысяч рублей на достойные похороны умершего вкладчика сдвинулось с мертвой точки, обладатель квитанции так и не получил.

- Ответ на наш запрос пришел еще осенью, а вы все не приходите, - удивился нотариус. - Они же должны были послать вам уведомление.

- Нет, в обязанности банка рассылка уведомлений не входит, - твердо заявила консультант операционного управления "Банка Татарстан" Сбербанка РФ Анна Алексеева. - Не знаю, кто вам такое мог пообещать...

Возмещение расходов на достойные похороны проводится в рамках кампании по выплате предварительной компенсации по старым вкладам в Сбербанке. Под нее подпадают вкладчики, имевшие сберкнижку еще до 20 июня 1991 года и умершие в 2001 - 2003 годах. Получателями являются те, кто фактически оплатил похороны, либо наследники. Шесть тысяч рублей - это максимальная сумма компенсации. Она выдается в случае, если сумма всех (в том числе уже закрытых) счетов умершего в одном подразделении Сбербанка по состоянию на 19 июня 1991 года составляла не менее 400 рублей. Если меньше, то она умножается на коэффициент 15. Пока это положение, утвержденное постановлениями правительства РФ №117 от 19.02.2003 г. и №567 от 10.09.2003 г., распространяется только на наследников вкладчиков, умерших в 2001 - 2003 годах. Но, как утверждают в Сбербанке, будет касаться и наследников вкладчиков, умерших после этой даты.

Последовательность шагов следующая. У нотариуса открывается дело о наследстве, после чего он направляет запрос о состоянии счетов умершего в соответствующее подразделение Сбербанка. Потом данные переправляются в районное отделение, у которого на ответ есть два месяца. На подходе к этой дате надо начинать звонить нотариусу. Если два месяца уже прошло, имеет смысл отнести заявление в районное отделение Сбербанка. Писать лучше всего в двух экземплярах. Чтобы на втором, который останется у вас, расписались в том, что заявление принято. Если ответ из банка пришел к нотариусу до истечения полугода со дня открытия наследства, то есть смерти, то идти к нему можно уже на следующий день после окончания этих 6 месяцев.

Получив у нотариуса свидетельство о праве на наследство, можно отправляться в Сбербанк. К нему надо приложить заявление, предъявить сберегательные книжки умершего и собственный паспорт. Кроме того, при себе следует иметь оригинал свидетельства о смерти вкладчика, поскольку на нем делается отметка о выплате.

Теоретически получить компенсацию на ритуальные услуги до истечения 6 месяцев со дня открытия наследства может и не наследник, а лицо, фактически оплатившее похороны. Для этого ему надо будет предъявить в Сбербанке постановление нотариуса. Причем до принятия второго из вышеназванных постановлений на компенсацию могли претендовать только граждане РФ. Сейчас это ограничение снято.

И последнее. Как сообщила консультант операционного управления "Банка Татарстан" Сбербанка РФ Анна Алексеева, уже этой осенью перечень тех, кто сможет претендовать на оплату ритуальных услуг на тех же условиях, будет расширен. В их число планируется включить тех, кто оплатил похороны либо является наследником старых вкладчиков Сбербанка - участников Великой Отечественной войны, умерших в 1998 - 2000 годах.

Евгений АКСЕНОВ