Вечерняя Казань / № 139 (2869) / Экономика и цены / Есть еще порох в пороховницах

Точка безубыточности

Есть еще порох в пороховницах

"На афинской Олимпиаде Светлана Демина обошлась без казанского пороха и осталась без медали, - констатировал факт генеральный директор Казанского государственного казенного порохового завода Халил Гиниятов. - С нашим порохом ей везло больше".

Только ли порох виноват в нынешней неудаче нашей прославленной спортсменки, еще предстоит разобраться тренерам и специалистам, но факт остается фактом - охотничьи и спортивные пороха казанского производства завоевывают все большую популярность на рынках стран СНГ, Италии, США, Польши и Греции. Причем Халил Гиниятов считает, что предприятию вполне по силам увеличить свое присутствие на зарубежных рынках в 5 - 6 раз.

Оптимизм генерального директора подкреплен цифрами. В первом полугодии федеральное казенное предприятие (ФКП) "Казанский государственный казенный пороховой завод" увеличило выпуск оборонной и гражданской продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 72% и вышло на точку безубыточности. Начиная с 1 января 2004 года зарплата выплачивается вовремя, административные отпуска отменены, производится набор рабочих по более чем 20 специальностям. Средняя зарплата подросла до 4 тысяч рублей.

Естественно, не обошлось без потерь. Продана за долги по зарплате база отдыха "Куземетьево". Убыточные производства и парк Петрова, бывший когда-то излюбленным местом отдыха жителей Кировского района, остались в ФГУП "Федеральный научно-производственный центр "ГК НПП им. Ленина", где в настоящее время осуществляется конкурсное производство. Да и в самом НПП, по словам Гиниятова, сейчас работает чуть больше двадцати человек. Балласт, тянувший предприятие на дно, ожидает продажа с молотка.

- Поймите правильно, - говорит гендиректор. - Решение о том, какое именно имущество включить в конкурсную массу, принимала не администрация предприятия, а собственник, то есть государство.

Сегодня пороховой завод, о былом величии которого напоминают красные ворота у входа в парк Петрова, установленные в 1888 году к столетию его образования, уже давно перестал быть градообразующим или районообразующим предприятием. Времена, когда здесь работало 15 тысяч человек, безвозвратно прошли. Как, впрочем, и вообще времена многотысячных оборонных заводов-монстров. Сейчас здесь трудится около трех тысяч человек, но все они вовремя получают зарплату и не боятся массовых увольнений или принудительных административных отпусков. Завод работает на оборону, причем не только на российскую. Как свидетельствует представитель ФГУП "Рособоронэкспорт" в Татарстане и Марий Эл Михаил Тихонов, экспортные контракты у казанского порохового уже есть, хотя и незначительные по меркам Рособоронэкспорта, и при этом многозначительно добавляет: "Пока".

Не особенно откровенничает об объемах и географии поставок и генеральный директор предприятия Халил Гиниятов:

- Военные поставки имеют свою специфику, и поэтому мне не хотелось бы об этом особенно распространяться.

Зато о гражданской продукции, выпускаемой заводом, Халил Зиннурович говорит охотно.

- Вы знаете, сколько стоит клей БФ-6, который продают в аптеках? - спрашивает он. - От пятнадцати до тридцати рублей. А клея в них всего на рубль, значит, все остальное вы платите за тару и фасовку. И пока все эти деньги уходят московскому и санкт-петербургскому заводам, которые фасуют выпускаемый нами клей. А почему бы не фасовать его на Татхимфармпрепаратах?

Нитроцеллюлоза, производимая казанским пороховым заводом, поставляется в ОАО "Ярославские краски" и на Котовский лако-красочный завод. Ждут своего часа простаивающие производственные мощности по очистке спирта. Неплохим спросом пользуются цветопламенные пороха для пиротехнических целей и фейерверков. Во всяком случае, все салюты, устраиваемые в Казани во время праздников, изготовлены здесь. Причем на предприятии всерьез рассчитывают, что со временем они вытеснят из розничной торговли все взрывоопасные фейерверки китайского производства.

- Ну а основная продукция?

- На большой рост заказов мы не рассчитываем, - отвечает Гиниятов. - Но, полагаю, что в обозримом будущем человечество будет нуждаться в порохе. Ведь что такое пулемет, пушка или танк без пороха? Просто груда металла.

Евгений АКСЕНОВ