Вечерняя Казань / № 141 (2871) / Политика / Что у власти помыслы нечисты - от людей скрывают журналисты

Заговор обреченных

Что у власти помыслы нечисты - от людей скрывают журналисты

Вчера члены республиканской Комиссии по разработке стратегии антикоррупционной политики в Татарстане явились на очередное ее заседание не просто с горячим сердцем и холодной головой: в чистых руках каждый из них держал первый набросок "антикоррупционки". Решающую роль в его подготовке сыграла команда главной "звезды" проекта - президента российского фонда "ИНДЕМ" ("Информатика для демократии") Георгия Сатарова.

Казанский доктор социологии Александр Салагаев сообщил, что часть запланированных опросов и социологических интервью уже проведена. Получены потрясающие в своей неожиданности данные.

- Установлено: есть "зонтичный" бизнес (то есть бизнес, пользующийся покровительством властей) и обычный, - сообщил г-н Салагаев, - и они, оказывается, находятся в неравных условиях.

Журналистов охватил профессиональный трепет перед сенсацией: в неравных... кто бы мог подумать!.. А социолог продолжал свои убийственные откровения. Оказывается, на первое место среди причин коррупции респонденты обычно ставят "маленькую зарплату чиновников". А на второе? На второе - "недостатки законодательства".

- Законодательство им мешает... - язвительно бормотнул председатель комиссии первый вице-премьер РТ Равиль Муратов. Профессионально беспристрастное лицо Георгия Сатарова тронула едва заметная усмешка.

Замминистра внутренних дел РТ Рафаиль Гильманов смог представить факты в защиту законодательства. Фактов было два. Законодательство не помешало, во-первых, задержать с поличным начальника ЖЭУ, а во-вторых, осудить главного юриста челнинского подразделения минземимущества. Но мешают борьбе с чиновничьим вымогательством сами предприниматели: отчего-то они, как отметил Гильманов, "с большой осторожностью подают заявления в органы внутренних дел".

Так дело дошло до представления Георгием Сатаровым проекта "антикоррупционки". Не останавливаясь подробно на ее содержании (и правильно - там пока одни "общие места"), он сказал:

- Мы рассматриваем коррупцию как сигнал о неэффективности. Поэтому главная цель - повышение эффективности экономики, государственного управления и т. д. Невозможно решить проблему коррупции силами одного государства. Необходимо разбудить гражданское общество...

На последних словах Сатаров слегка понизил голос - мне показалось, несколько смущенно. И в самом деле, это бы здорово - разбудить гражданское общество... только ведь... где его найти, чтобы разбудить? И, с одной стороны, сам Сатаров в представленном документе пишет, что правозащитные общественные структуры в Татарстане практически не шевелятся, тут уж буди не буди... И, с другой стороны, Владимир Путин в послании Федеральному собранию намекнул, что этих структур в России лучше бы вообще не было... А если без гражданского общества с коррупцией не справиться, а гражданского общества у нас нет и не надо нам его - то какого, спрашивается, лешего городить все эти опросы и стратегии?!. Полный беспросвет получается.

Но, видно, недаром Георгий Сатаров задолго до того, как стать помощником первого президента России Бориса Ельцина, обучался в театрально-художественном училище по специальности "художник по свету". Эта работа по первооснове - техническая. Если режиссер сказал, что при полночном свидании Гамлета с призраком сцена должна быть ярко освещена, то дело осветителя - дать свет. Ему за это деньги платят. А уж увидят ли зрители в этом смысл, ошикают ли режиссера...

Члены комиссии, впрочем, проявили готовность дискутировать по существу проекта.

- Тут сказано: "СМИ в Татарстане находятся под жестким контролем", - процитировала начальник правового управления президента РТ Раиса Сахиева. - Никогда!.. Все как раз отмечают, что СМИ в Татарстане не находятся под жестким контролем!..

- Минуточку! - попросил Муратов. - Там же не написано "под жестким контролем государства"!

- Может, под контролем криминальных структур, - добавил кто-то из членов комиссии.

- Это по данным опроса... - почти извинился Салагаев. - Это журналисты говорят, что не могут писать все как есть...

- Так это их внутренняя цензура, - догадался Муратов, - это же не значит, что им запрещают...

Присутствующие журналисты начинали чувствовать, что находятся в состоянии среднем между именинником и покойником. С одной стороны, приятно лично ощутить интерес к себе. С другой, у живого-то человека можно бы и спросить - как, мол, не давит тебе где-нибудь? А если давит, то внутри али снаружи?.. К счастью, секретарь Совбеза при президенте Венер Салимов отвлек общее внимание от журналистов, чтобы снова привлечь его к предпринимателям.

- Может быть, - предложил Салимов, - охватить опросом часть иностранных бизнесменов, желавших иметь бизнес в Татарстане?

- Идея Салимова - классная! - восхитился Сатаров. - Кстати, когда я рассказал в Москве знакомому бизнесмену, что вот мы в Татарстане разрабатываем антикоррупционную стратегию, он ехидно улыбнулся и сказал, что у него есть в этом смысле отрицательный опыт. Речь идет об очень крупном бизнесмене...

Тут председатель комитета Госсовета РТ по законности Александр Гусев - коллега Венера Салимова (ведь, как сказал Владимир Путин, кагэбэшники "бывшими" не бывают), - снова обратил внимание на журналистов:

- То, что говорилось сегодня, можете смело приводить - цифры, факты...

- Какие?! - шепотом закричали журналисты. - Вы же не назвали!.. Назовите - мы приведем!

Но пора было уже закрывать заседание. Едва я вернулась в редакцию, мне позвонил юрист республиканского Агентства по развитию предпринимательства. Напомнив мне мою же статью о зажиме предпринимателей ("Муслюмово в опасности!", "ВК", 26 марта), он попросил снова встать на их защиту.

- Потому что, - объяснил он, - сейчас как раз борьба с коррупцией.

- Да я только что, - говорю, - с поля этой битвы. Устала ужасно. И потом, что это все Муслюмово да Муслюмово... эдак и читателю надоест. Может, теперь вы тоже повоюете?.. Все-таки вы как бы для этого и созданы.

- А газета как же? - поразился собеседник. - Без газеты как же?!

Ну вот. Теперь буду чувствовать себя дезертиром...

Рис. Вячеслава ШИЛОВА.

Марина ЮДКЕВИЧ