Вечерняя Казань / № 146 (2876) / Субботний репортаж / Требуют штопор не отходя от кассы

Требуют штопор не отходя от кассы

Дайте жалобную книгу!

"Необходимо ценить продавца Лену. Ради нее мы еще приедем в этот магазин даже с Азино", - написала в книге отзывов магазина "Океан" благодарная покупательница. "Которая из вас та самая Лена, ради которой люди готовы преодолевать любые расстояния?" - поинтересовалась я у продавщиц. - "А Лены нету. Уволилась она, из-за маленькой зарплаты".

М-да-а, выходит, Лену все-таки не оценили.

...До сих пор никто не отменил инструкцию о книге жалоб и предложений, утвержденную Минторговли СССР в 1973 году. По этой инструкции вести жалобную книгу обязаны все предприятия розничной торговли и общественного питания. Книга должна находиться в торговых залах на видных и доступных местах. Покупателям и посетителям должны быть созданы условия для заполнения книги отзывов - предоставлены ручка, стол и стул. А вот требовать от посетителей предъявления документов и объяснения, для чего им понадобилась жалобная книга, сотрудники магазинов, ресторанов и кафе не имеют права. Руководители предприятий торговли и питания должны реагировать на заявления клиентов и писать им ответы в графе "меры приняты". Ведь именно ради принятия мер пишут в книгу отзывов и жалобы, и благодарности...

Когда я попросила жалобную книгу в детском кафе "Лимпопо", меня повели сначала к администратору, потом к директору, но выяснилось, что для выдачи книги нужно разрешение самого гендиректора... Пока маленькие посетители кафе ели мороженое и прыгали на батуте, мы препирались с сотрудниками. Я им: "Дайте жалобную книгу!". А они мне: "Не дадим!". Спрашивается, что скрывают "лимпопошники" от народа?..

В салоне итальянской мебели "Algardi" на Ямашева книгу мне тоже не показали. Объяснили, что она не ведется за ненадобностью: "Если наши покупатели будут чем-то недовольны, то нам просто-напросто на белом свете жить не захочется, а вы говорите, книга жалоб...". Зато в соседнем магазине "Ваш быт", где торгуют мебелью попроще, я обнаружила книгу на самом что ни на есть доступном месте. В книге оказалось больше благодарностей, чем жалоб: "Такие сотрудники достойны высокой зарплаты и хороших премиальных! Надеемся, что руководство прислушается..." И ведь действительно прислушалось - в графе "меры" администрация ОАО ответила покупателю: "Сотрудники получили поощрение при начислении зарплаты за август". На критику ("Мебель не доставлена в установленные сроки!") руководство также прореагировало адекватно: "Виновные в срыве доставки депремированы".

"Мы вот недавно на юге были, так там вино прямо у кассы откупоривают. Вы тоже торгуете вином с пробками, а штопоров у вас на кассах нет, позаботьтесь об этом", - внесли в книгу рацпредложение покупатели гастронома "Провизия" на Восстания. А несколько клиенток магазина пожаловались на то, что им неприятно то и дело слышать от продавцов обращение "женщина". "Уж лучше "дама", - присоветовали покупательницы. Администрация с доводами согласилась: "Беседа о культуре обслуживания проведена". А вот вопрос "Почему "Растишку" нельзя покупать по две штуки?" остался без ответа.

В книге жалоб и предложений хозяйственного магазина "Восход" на одноименной улице расписалась глава Московского района Гузалия Минкина: "Мне нравится этот магазин своим недорогим, но большим выбором товаров".

В магазине "Эльдорадо" на Восстания книгу только что завели. Все жалобы свеженькие. "Отвратительная служба доставки. Принять меры!" - требует сотрудник управления по борьбе с экономическими преступлениями. Другой покупатель жалуется на то, что "в присутствии двух свидетелей - супруги и тещи" собрался купить в магазине микроволновку по цене 1690 рублей, но как только дело дошло до оплаты, оказалось, что микроволновка стоит 2000 рублей. Покупатель такого юмора не понял, он сорвал с печки ценник в качестве вещественного доказательства и тоже ждет принятия мер. Ответа администрации в книге пока нет.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Ольга МАЧНЕВА