Вечерняя Казань / № 160 (2890) / Горячие материалы / История "Жилки": "собрание сочинений" в 82 томах

Присяжные, ваш выход!

История "Жилки": "собрание сочинений" в 82 томах

Судебный процесс по уголовному делу в отношении 16 участников ОПС "Жилка" стартовал вчера в Верховном суде РТ. Пока - в закрытом судебном заседании: стороны начали отбор кандидатов в коллегию присяжных. Поэтому журналистов тормознули прямо на пороге здания суда. Подсудимых во избежание эксцессов ввели в зал с "черного хода".

Процесс пошел, но без журналистов

Итак, "революция", о необходимости которой столько говорили представители правоохранительных органов, свершилась! На скамье подсудимых - обвиняемые в создании одного из первых в России организованных преступных сообществ (со времен "Тяп-ляпа") - ОПС "Жилка". Правда, его крестный отец Хайдар Закиров по кличке Хайдер до этого знаменательного дня не дожил: 26 августа 1996 года в Санкт-Петербурге 34-летнего авторитета расстреляли из автомата конкуренты.

Предварительное следствие, готовясь к суду над оставшимися в живых лидерами, подробно изложило в 82 томах историю создания, становления, процветания и разобщения "Жилки". Одно только обвинительное заключение тянет на 8 томов. "Многотомник" объединил три десятка дел, возбужденных в период с 1995 по 2001 год. В том числе девятнадцать - по ранее не раскрытым убийствам 25 человек, совершенным не только в Татарстане, но и в Пермской, Оренбургской, Ульяновской и Ростовской областях.

Кроме убийств участникам ОПС "Жилка" инкриминируются и другие тяжкие преступления: бандитизм, разбой, вымогательства и незаконный оборот оружия. По данным правоохранительных органов, среди изъятого у подсудимых арсенала - немецкие "Люгеры", израильские "Узи", не говоря уж о пистолетах Макарова, ТТ, гранатах и других боеприпасах.

Но пока все эти ужасы нашего города - только на бумаге. Когда стороны отберут коллегию присяжных, они начнут отделять зерна от плевел уже в открытом судебном заседании. Правда, ходят слухи, что подсудимые намерены ходатайствовать, чтобы журналистов не пускали в зал до конца судебного следствия. Но согласно УПК РФ этот вопрос - в компетенции председательствующего. И пока еще ни один из громких процессов от прессы не закрывался. Ограничения вводились лишь на фото- и видеосъемку.

...Вчера среди армии адвокатов, толпящихся у дверей в ожидании того момента, когда четверо дюжих охранников пригласят их в зал, шла речь о том, что многие кандидаты в присяжные, получившие повестки, отказались участвовать в процессе и что большинство из явившихся - домохозяйки и пенсионеры. Неудивительно: редкий руководитель отпустит своего подчиненного на процесс длиною минимум в год. Правда, около 30 будущих "судей факта" все же пришли на отборочное заседание. Но не исключено, что стороны забракуют и этих добровольцев. Ведь по закону присяжный заседатель не должен знать об обстоятельствах дела из непроцессуальных источников. А кто у нас в Казани не слышал о "подвигах" "жилковских". Хотя бы из уст представителей тех же правоохранительных органов?

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Елена МЕЛЬНИК