Вечерняя Казань / № 191 (2921) / Субботний репортаж / Им доверяют, они проверяют

Им доверяют, они проверяют

Книга жалоб и предложений

"Во-первых, с праздником вас прошедшим, с днем участкового. А во-вторых, проверьте мою соседку... К ней подозрительные люди ездят - богатые, на иномарках..." - "Шумят, хулиганят?" - "Нет, но все-таки подозрительно". - "Проверим. Представляться будете? Имеете право анонимно, но если назоветесь, мы вам официальный ответ пришлем..." - "Анонимно, конечно".

Этот диалог по телефону 91-20-02 - телефону доверия МВД - в стиле классической коммуналки я слушала в "дежурке" министерства. Здесь нет автоответчика, трубку снимает начальник дежурной смены. Все разговоры пишутся на пленку, регистрируются в журнале. Реакция на некоторые сообщения следует немедленно: по указанному адресу направляют милицейский наряд. Но это - когда, как говорится, речь идет о жизни или смерти. Обычно же милицейская машина набирает обороты лишь спустя несколько дней после "сигнала".

Я провела у телефона доверия пару часов и узнала, что к кому-то целых пять часов не приезжал судмедэксперт, а в семье умер человек, нужно хоронить... Кто-то жаловался на участкового, который "мер не принимает". А кто-то спрашивал, куда жаловаться на... начальника ЖЭУ: "У меня труба уже неделю течет!" По мобильнику сквозь помехи прорвался голос с кавказским акцентом, прокричал: "Задержали мой "КамАЗ", документы забрали, деньги, ничего не говорят. За что?!" - вот тут из министерской "дежурки" сразу перезвонили в ОМ "Дербышки", стали разбираться. А разговор начальника дежурной смены с женщиной, пожаловавшейся на грубое обращение в супермаркете - "Меня обсчитали, я потребовала снять кассу, а администратор вызвала милиционера, и он вышвырнул меня на улицу, сказав, что я пьяная... Я трезвая была!" - закончился тем, что милиционер без оглядки на правила торговли и закон о защите прав потребителей заявил, мол, кто же в супермаркете в вечерний час пик кассу станет снимать - у них очередь.

Замначальника оперативного управления штаба МВД РТ Фарид Каримов сказал мне, что из 1413 сообщений, поступивших с начала года на телефоны доверия (в министерстве, УВД Казани, управлениях и отделах городов и районов республики), подтвердились лишь 186. Чаще этот телефончик играет роль громоотвода: хочется гражданам по душам поговорить, а не с кем.

- Как-то ночью меня девушка подвыпившая, судя по голосу, долго-долго уговаривала приехать в гости: "Ну, мальчики, ну давайте повеселимся вместе". Говорю: "Куда ехать-то?" А она: "Вы же мой адрес давно вычислили!" Ну мог бы, да зачем? Делать мне нечего...

Однако Каримов тут же заверил: определителя номера у телефона доверия нет, у этого допотопного зеленого аппаратика и номеронабиратель-то отсутствует, какой уж тут АОН... Впрочем, есть АОН, нет его - это для многих граждан вопрос уже непринципиальный: половина из тех, кто звонит по телефону доверия, называют имя и адрес.

Вчитываюсь в статотчетность за полугодие: заведено дело оперативного учета на сутенеров (звонил аноним, пожалел проституток на Южной трассе - их, мол, постоянно избивают и обирают некие ребята на иномарках), в Нурлате на месте преступления задержали воровку - она выбралась через форточку обворованной ею квартиры прямо в руки милицейского наряда, а в Казани на стройке задержали семерых рабочих-таджиков, не имевших регистрации.

- На действия сотрудников милиции поступает много жалоб, но они редко находят подтверждение, - признался замначальника оперативного управления. - Одна в этом году, правда, подтвердилась: в ОМ "Камая" не принимали мер по заявлению о краже сумки. Еще жалуются сотрудники милиции на действия своих начальников. Восемь жалоб на задержки зарплаты нашли подтверждение. Например, в Елабужском ГРОВД.

- А вот сегодня была жалоба - судмедэксперта не дождаться, - напоминаю я.

- Так их на всю Казань - раз, два и обчелся. И больше не будет, как и выездных экипажей ГАИ.

Инна СЕРОВА