Вечерняя Казань / № 14 (2956) / Горячие материалы / Горькая пилюля: лекарства для льготников или льготы для поставщиков?
Мы за ценой не постоим
Горькая пилюля: лекарства для льготников или льготы для поставщиков?
Упаковка винпоцетина, который, если верить рекламе, здорово просветляет мозги, в свободной продаже стоит около 35 рублей, а по льготному рецепту государство за нее выкладывает уже почти 52 рубля. Сопоставишь эти две цифры - и в голове наступает полная ясность без винпоцетина: поставщики греют руки на льготных лекарствах.
Перебрав вместе с аптекарями Таттехмедфарма, у которых льготники получают лекарственные препараты, полтора десятка самых популярных средств от самых распространенных болезней, я не обнаружила ни одного, которое в льготной системе стоило бы меньше или хотя бы столько же, сколько в свободной продаже.
Но все рекорды побил сироп парацетамола - разбег между свободной и льготной ценой составил 86 процентов. Аптекарша уточнила: "Льготный намного дороже, потому что импортный. Но был бы наш - все равно был бы дороже, хоть и не настолько". На 74 процента дороже льготный панкреатин. На 23 процента - валидол, на 25 - парацетамол, на 34 - корвалол, на 42 - цефазолин... Разницу в цене можно было бы объяснить тем, что препараты, лежащие на разных полках одной аптеки, - от разных производителей. Но странная штука - манинил (для диабетиков) от одного и того же производителя в совершенно одинаковых упаковках все равно в "льготном" окошечке стоит на 11 процентов дороже, чем в "нельготном"!
И только в одном случае цена у лекарства оказалась одинаковой: мазь гепарин для льготников с централизованной поставкой еще не пришла, льготные рецепты на нее "отоваривали" из тех же запасов, что и обычные. Только за это лекарство для льготников бюджет и не переплатил.
- А на все остальное кто-то тендер выиграл, - подмигнул мне гражданин, стоявший в очереди к льготному окошечку. - Тендер под девизом не "кто меньше запросит", а "кто больше урвет". Не свои же деньги чиновники отдают, чего им экономить?
Рост цен на льготные лекарства наблюдается по всей России. Но у нас в минздраве за ним недосуг следить. Начальник управления по фармации и медтехнике Фарида Яркаева главной проблемой считает отсутствие некоторых лекарств, которыми должен был снабдить наши аптеки федеральный центр. Ну и еще про чисто техническую сложность упомянула: мол, трудно врачам пока заполнять новые непривычные рецептурные бланки. А с жертвой этих трудностей я столкнулась в той аптеке, где ценами интересовалась: женщина с ворохом льготных рецептов, так и не получив лекарств, снова пошла занимать очередь в поликлинику. Врач в спешке сунула ей бланки, заполненные под копирку, а себе оставила первые экземпляры, а сделать надо было наоборот.
Всю прошлую неделю в горздраве и минздраве с утра до вечера совещались о том, как организовать обеспечение населения льготными лекарствами. Провела селекторное совещание Москва. Но речь на нем шла о том, что федеральный центр до сих пор не обеспечил регионы всеми необходимыми препаратами из "льготного списка", а на неоправданно задранные цены никто не жаловался - и Татарстан промолчал.
Однако можно уже точно предсказать, когда не только аптекари и медики поднимут вопрос о ценах. К марту, по мнению Фариды Яркаевой, ситуация должна нормализоваться, все препараты в аптеки завезут. Значит, уже к маю некоторые из них станут дефицитом, и за ними к льготным окошечкам могут снова выстроиться длинные очереди. Потому что на бесплатные лекарства на каждого конкретного льготника государство намерено потратить вполне конкретную сумму, а чем дороже лекарство, тем меньше его на эту сумму можно закупить.
В некоторых регионах врачи уже сейчас стараются выписать поменьше рецептов, чтобы "лимит" не исчерпать. Рано или поздно такое и у нас начнется. А ограничивать себя в лекарствах наши льготники как пить дать не захотят. Кто на голодном лекарственном пайке все прошлые годы сидел, тот возьмет бесплатные таблетки, даже если и пить-то их не собирается: из принципа возьмет. "Чтобы "им" не осталось", - объяснил мне смысл такого поступка стоявший в аптечной очереди инвалид. И не один он так рассуждает.
Рис. В. ЛЕПХАНОВА.
Инна СЕРОВА