Вечерняя Казань / № 32 (2974) / Горячие материалы / Путин связал Татнефть с ЮКОСом
Знай наших!
Путин связал Татнефть с ЮКОСом
На пресс-конференции в Братиславе Владимир Путин сообщил, что Татнефть проявляет интерес к 49-процентному пакету акций словацкой трубопроводной компании Transpetrol, принадлежащему компании ЮКОС. Через день Татнефть подтвердила, что заинтересованность в покупке этого зарубежного актива у нее действительно есть.
- Все, что пока можно сказать: переговоры идут, - сообщил "ВК" пресс-секретарь Татнефти Рустам Рафиков. - И Путин, заметьте, сказал только, что Татнефть проявляет интерес. А кто не проявляет!..
Это да. Российский бизнес - джунгли, кто жив - тот и прав, и когда матерый лев повержен, каждый конкурент помельче хочет получить еще дымящийся кусок мяса из его тела. Но не у каждого такой проводник к телу!
Российский рынок акций отреагировал на высочайше изреченное известие вставанием. 25 февраля акции Татнефти еще падали в цене - единственные в высшем эшелоне акций Российской торговой системы, если не считать того же ЮКОСа; акции остальных компаний поднимались или были стабильны. Но вечером того же дня, когда Путин уже сказал свое "слово о Татнефти", все переменилось ровно наоборот. Это была пятница, а в начале этой недели акции Татнефти взлетели в цене более чем на 10 процентов - и это наибольший рост среди всех российских компаний!
Заметим, Татнефть ведь еще не купила Transpetrol - а уже такой скачок капитализации, и сам президент Путин в курсе ее тайного желания и вроде как этому желанию сочувствует... Так, значит, вопрос-то решенный?
По просьбе "ВК" эту ситуацию прокомментировал управляющий партнер юридической фирмы "ЮНЭКС" Эдуард Зяббаров:
- Если бы ЮКОС был признан банкротом, то на все его активы был бы наложен арест. Тогда Российский фонд федерального имущества организовал бы мероприятие под названием "Конкурс", на котором бывшие юкосовские активы можно было бы купить. И любой мог бы их приобрести таким образом - теоретически... Но в данном случае ситуация иная. ЮКОС не признан банкротом, а уже произведенные аресты его имущества произведены в обеспечение конкретных решений налогового ведомства. А эти акции Transpetrol не арестованы: представитель ЮКОСа заявил, что они по-прежнему находятся в собственности этой компании.
- Следовательно, со своим "интересом к покупке" Татнефть должна была бы обращаться к самому ЮКОСу, - суммирует Зяббаров и добавляет: - Непонятно, при чем тут государство, если одна коммерческая структура заинтересована в приобретении какого-либо актива другой коммерческой структуры...
Трудно с этими юристами. Ну обратилась бы Татнефть к ЮКОСу, а он возьми да и заломи цену... Чего хорошего?
Но и из других интересов Татнефти к покупке зарубежных активов в последнее время ничего хорошего не выходило. Пыталась купить чешскую нефтехимическую Unipetrol - по цене недотянула, заключила договор о приватизации турецкого нефтеперерабатывающего Tupraz - суд отменил итоги приватизации... Тот же Владимир Путин во время своего прошлогоднего визита в Турцию делал все допустимое, чтобы помочь Татнефти получить контроль над Tupraz... Но это пока не получается, зато в результате этого турецкого марша всемирно известная рейтинговая компания Standard&Poor`s снизила рейтинг Татнефти с формулировкой "слабое корпоративное управление и агрессивная стратегия в области приобретения предприятий". Кредитный аналитик S&P Елена Ананькина объясняла "ВК", что одним из оснований такого вывода была совершенная неочевидность того, что Татнефти вообще нужна эта дорогостоящая покупка. Но там хотя бы была нефтепереработка. А здесь и вовсе - труба...
Вчера аналитик S&P Татьяна Кордюкова на просьбу "ВК" оценить целесообразность новой "заинтересованности" Татнефти ответила, что не может этого сделать: обоснований этого интереса Татнефть не приводит. Но пока (учитывая, что Transpetrol - компания трубопроводная) эта целесообразность не очевидна. А насчет того, что сам президент России объявил об этом интересе Татнефти, лондонский аналитик, замявшись, сказала: "Это, конечно, непривычно...".
Высказывается и такая оценка: лучше бы Татнефть, на "низкодебетность" скважин которой давно жалуется и ее менеджмент, и сам президент Татарстана Минтимер Шаймиев, попыталась приобрести новые и более богатые добывающие активы... Впрочем, нет ничего невозможного для компании, желания которой озвучивает сам президент России. Вот вчера многомиллиардные налоговые претензии выкатили Томскнефти - дочке ЮКОСа и второй после Юганскнефтегаза ее добывающей компании...
Кстати, кто-нибудь помнит, как ушел Юганскнефтегаз в руки компании, про которую Владимир Путин сказал, что знает ее основателей - четырех физических лиц, способных выложить 1,7 млрд. долларов? Так вот: может, это были "четыре татарина"? Шутка.
Но соль, похоже, в том, что Татнефть уже больше года сильно манит заграница. Хоть в долги влезть, хоть рейтинг порушить, но иметь заграничный плацдарм. А может, и не плацдарм, а тихую гавань... И если это так, то для какого лица может быть предназначена такая гавань, если намерение приобрести ее посредством Татнефти находит косвенную поддержку самого российского президента?.. Причем уже во второй раз после истории с Tupraz.
Рис. Сергея ТЮНИНА.
Марина ЮДКЕВИЧ