Вечерняя Казань / № 44 (2986) / Горячие материалы / К Матросу больше нет вопросов

Громкий процесс

К Матросу больше нет вопросов

Вчера в Верховном суде РТ на первом заседании по делу об убийстве бывшего директора "Красного Востока" Айбата Айбатова подсудимый Сергей Павлов полностью признал свою вину.

Павлов рассказал суду, что в начале девяностых был участником ОПГ "Хади Такташ". Имел прозвище Матрос. А когда Раджа стал "воевать со взрослыми", встал на его сторону: принимал участие в убийстве нескольких "хадишевских" в Москве. Потом, скрываясь от правоохранительных органов, вместе с подельниками уехал в Ялту. Но через некоторое время решил выйти из группировки.

- Я понял, что это не моя тема, - так объяснил он свое решение.

После этого Павлову пришлось скрываться уже от бывших "коллег" по криминалу. В 1995 году он вернулся в Казань и попросил покровительства у Бориса Булатова - гендиректора предприятия по розливу кока-колы ООО "Сандра" (Павлов когда-то у него работал). Булатов "подписался" за Павлова перед Раджой в обмен на обещание, что тот будет молчать про московские разборки, и поселил беглеца у себя на даче - в Боровом Матюшино.

По словам Сергея Павлова, честно исполняя обязанности охранника, водителя и личного телохранителя Булатова, он надеялся порвать с прошлым. Но сейчас прекрасно понимает, что тот не просто так согласился ему покровительствовать. И летом 1995 года привез к себе на дачу директора "Красного Востока" Айбата Айбатова не только для делового разговора: решил показать Павлову его будущую жертву. После Булатов несколько раз жаловался на то, что директор "Красного Востока" задолжал ему деньги и отказывается возвращать долг. Правда, сумму не называл.

- Он сказал, что через арбитраж не удалось вытащить деньги, и предложил мне устранить проблемы другим путем - убить Айбатова, - признался Павлов суду.

Правда, по мнению подсудимого, деньги - не главная причина, по которой его босс принял такое решение. Он хотел наказать Айбатова за то, что тот посмел ему противоречить. К тому же Булатов надеялся, что благодаря своим родственным связям после устранения директора "Красного Востока" займет его кресло. Павлов утверждает, что согласился убить Айбатова совершенно бескорыстно - из моральных побуждений. Адвокат поинтересовался:

- Из чувства благодарности Булатову?

- Я был ему обязан, а не просто благодарен, - уточнил подсудимый. - Булатов постоянно заботился обо мне.

Осенью, как рассказал Павлов, босс передал ему пистолет Макарова с глушителем. В лесопосадке возле дачи Булатова они несколько раз испытывали ПМ, стреляя по соснам. А в начале 1996 года, тщательно изучив график передвижения Айбатова и его распорядок дня, Павлов сообщил Булатову, что готов выполнить его заказ.

Вечером 20 февраля 1996 года Павлов ждал директора "Красного Востока" возле его дома на улице Шмидта. Когда отъехала белая "Волга" и приехавший на ней Айбатов направился к подъезду, Павлов выстрелил ему в спину. Но первая пуля попала в железную дверь, поэтому, несмотря на глушитель, выстрел прозвучал неожиданно громко. Обернувшись, Айбатов попытался вырвать пистолет из рук киллера, но тот выстрелил еще несколько раз. Потом сел в припаркованную во дворе машину и поехал на дачу Булатова. Но босс появился там только через две недели: объяснил, что его задерживали по подозрению, но доказать ничего не сумели.

Подсудимый не смог толком объяснить, почему он потом ушел и от Булатова. Видимо, решил, что больше ничем ему не обязан. Павлов открыл свое дело, женился и снова попытался забыть о прошлом. Но оно само напомнило о себе: началось расследование уголовного дела по ОПГ "Хади Такташ", и оперативники стали разыскивать некоего Сергея по прозвищу Матрос.

- 28 сентября 2003 года мне на сотовый позвонил начальник Ново-Савиновского РУВД Ахметханов и пригласил на беседу. Я пришел, но на контакт не пошел, и ему пришлось меня отпустить. А на следующий день я сам явился в милицию и признался и в московских убийствах, и в убийстве Айбатова, - сказал на суде Павлов.

- Вы понимали, что у правоохранительных органов не было доказательств вашей вины и что вы просто сами себя сажаете в тюрьму? - не удержался от вопроса адвокат.

- Да. Но я решил облегчить душу.

- Я вас предупреждал, что вы вправе потребовать другого адвоката, потому что я лично знал Айбатова, причем с хорошей стороны, кроме того, живу не только в том же доме, но и в том же подъезде.

- Да. Но мне все равно...

Как объяснил корреспонденту "ВК" адвокат Тимур Беляков, его подзащитный в рамках уголовного дела по ОПГ "Хади Такташ" признался в соучастии в убийстве четырех человек, в одного он стрелял лично. Но, поскольку у следствия не было достаточных доказательств по всем эпизодам, в феврале 2004 года суд приговорил Павлова к семи с половиной годам лишения свободы лишь за соучастие в убийстве. И тут же освободил от наказания - по истечении срока давности совершенного им преступления.

- Вам не кажется, что правосудие пошло на негласную сделку: дескать, мы тебе простим московские убийства "хадишевских", если ты будешь активно сотрудничать со следствием в деле по убийству Айбатова? - не удержалась я от вопроса.

- Мне об этом ничего не известно, - ответил Беляков.

- Тогда, может быть, Павлов и сейчас надеется на срок давности? Ведь ваш подзащитный практически сам "добыл" доказательства своей вины.

- По данному делу срок давности истекает лишь в феврале будущего года. А насчет признания Павловым своей вины... Мне кажется, что это и есть то, что называется совестью. Он сам так решил. Мне остается только добиваться минимального срока наказания.

На следующих заседаниях суду предстоит выслушать свидетелей обвинения. Соседка Айбатова со второго этажа услышала первый выстрел, выглянула в окно и увидела Павлова, который в этот момент как раз обернулся. Ожидается, что выступят и бывшие подчиненные Айбатова, которые во время предварительного следствия давали показания, что Булатов всеми правдами и неправдами добивался от "Красного Востока" возврата денег даже после убийства директора. А с теми, кто этому препятствовал, случались странные происшествия: кто-то избил аудитора "Красного Востока" и дочь главного бухгалтера, а возле двери квартиры главбуха взорвалась граната. Кроме того, какие-то люди приходили домой к начальнику юротдела и грозили ей неприятностями, если она не уволится.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Елена МЕЛЬНИК