Вечерняя Казань / № 47 (2989) / Субботний репортаж / "Я улетаю, чтобы возвратиться"

"Я улетаю, чтобы возвратиться"

По домам!

Вчера сотрудники Управления по делам миграций МВД РТ выдворили из России двенадцать граждан Узбекистана и девять граждан Таджикистана - за нарушение режима пребывания.

Почти все они - гас-тарбайтеры, работавшие на стройках Казани или в подпольных цехах ЧП. Впрочем, выбирать этим людям не приходится. А если хозяин сразу же забирает паспорт, рабочие автоматически превращаются в его рабов: живут в ужасных условиях и работают почти даром. Но правды все равно не найдешь: нет письменного договора с нанимателем, значит, рискуешь попасть под очередную облаву.

- Дома у меня - жена и четверо детей, - рассказал мне пожилой нелегал, доставленный на автобусе в международный аэропорт "Казань". - На себя я почти ничего не тратил. Посылал им по 2 - 3 тысячи рублей в месяц. У нас это приличные деньги. Вот скажи, что можно у вас за два рубля купить? А у нас - буханку хлеба.

Но для нелегалов маршрут один: приемник-распределитель, суд, недолгая дорога в аэропорт в сопровождении спецназа. И прощай, Казань. Причем деньги на авиабилет, около пяти тысяч рублей, так же, как и штраф (не менее тысячи), нарушителям режима приходится выкладывать из собственного кармана.

- А за меня моя девушка штраф заплатила, - поделился со мной радостью молодой таджик Маруф Бургоев, житель города Яван. - Ее Альбина зовут. И билет тоже она мне купила. Только плакала очень. Я восемь лет в Казани жил, а с ней четыре года встречался. Жениться вот хотел. Временная регистрация закончилась. Продлить хотел, а меня в тот же день - сразу в суд, даже вещи из дома забрать не успел.

Теперь у Маруфа в паспорте вместо штампа о браке красуется штамп, поставленный российскими миграционными властями: "въезд запрещен". Так что невесте придется набраться терпения: запрет действует пять лет.

- А я все равно сразу же в Казань вернусь. Пусть хоть в тюрьму сажают! - заверил меня Зафар Раджабов, земляк Маруфа. - У меня здесь жена, Энже зовут. Месяц назад у нас сын родился. В Казани я пять лет прожил. Энергетический техникум закончил. Зарплата у меня была хорошая - я в автосервисе работал. Меня прямо на улице забрали, когда шел в паспортный стол - продлевать прописку. Я хотел все судье объяснить, а он меня даже слушать не стал. Не имеет права судья так делать!

- Жена, наверное, из-за ребенка не смогла приехать тебя провожать? - спрашиваю Зафара.

Тот молчит. Желваки на скулах играют, глаза увлажняются.

- Да не слушайте вы эти сказки Шахерезады! - говорит мне инспектор Управления по делам миграций МВД РТ Андрей Чигирев. - Они все "Тысячу и одну ночь" сочиняют, когда их выдворяют. На самом деле у них везде - по жене. Никах прочитал - и живут. Законных оснований продлевать им срок регистрации нет.

...По дороге из аэропорта в редакцию останавливаемся на светофоре у перекрестка Зорге - проспект Победы. Молодая то ли узбечка, то ли таджичка с младенцем на руках ходит между машинами, а из окон ей протягивают мелкие купюры. Таких, как она, не выдворяют: во-первых, с ребенком в приемник-распределитель нельзя, а во-вторых, неизвестно, куда ее выдворять - паспорта-то у нее нет.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Елена МЕЛЬНИК