Вечерняя Казань / № 76 (3018) / Горячие материалы / Гробы на поверхность решили не поднимать

Провал, еще провал

Гробы на поверхность решили не поднимать

25 апреля казанец Геннадий Грибаков пришел на Царицынское кладбище навестить могилы близких. И на месте двух могил в центре семейной ограды обнаружил огромный провал. Подошел к краешку ямы, столкнул вниз комок земли - где-то глубоко услышал плеск воды. Грибаков обратился к кладбищенским работникам, а те вызвали сотрудников МЧС.

- Когда именно на Царицынском кладбище образовался этот провал, мы точно не знаем, нас ведь вызвали не в день обрушения, - рассказывал потом корреспонденту "ВК" оперативный дежурный МЧС по городу. - И насколько он глубокий, точно неизвестно. Но минимум - 22 метра, потому что луч фонарика не достигал дна, а спасатели туда не спускались - мы не хотели людьми рисковать. Вместе с администрацией кладбища начальник и сотрудники МЧС города приняли решение - гробы на поверхность не поднимать, а просто засыпать провал песком. Что и было сделано. А причины его образования... Говорят, карстовые явления.

- Насколько вероятно образование на Царицынском кладбище новых провалов и не рискуют ли посетители кладбища оказаться заживо погребенными? - поинтересовалась корреспондент "ВК".

Вот они, те самые характерные воронки

- В администрации кладбища посоветовали Грибакову пока держаться от захоронения подальше. А вообще все зависит от почвы... Может и еще провалиться. Но чтобы точно сказать, надо проводить исследования, а их, насколько мне известно, не проводили.

О происшествии на Царицынском кладбище корреспондент "ВК" рассказала главному геологу Казанского треста инженерно-строительных изысканий (КазТИСИз) Рафаилу Галееву. И услышала в ответ:

- Исследования провести просто необходимо, ведь там, судя по всему, возможны новые провалы. Место для Царицынского кладбища было выбрано крайне неудачно. По карстовой опасности его можно отнести к III категории, а всего их пять (при I, самой опасной, провалы происходят постоянно, при III - достаточно редко, но возможны в любой момент), - тут Галеев достал карту участка и объяснил суть проблемы наглядно: - Оно расположено в пойме реки Ноксы, там, где проходила древняя долина Волги. Здесь залегают карстующиеся карбонатные породы, они легко выщелачиваются, растворяются. Поэтому в них много полостей и пустот на глубине до 40 метров - и это отражается в рельефе местности, потому что со временем пустоты заполняются, в них оседает грунт, а на поверхности появляются характерные воронки. Процесс идет непрерывно, но этой весной совпало несколько факторов: резкое потепление, бурное таяние снега, большое количество осадков, высокий уровень грунтовых вод - и в месте, близком к склону оврага, карст провалился. Этот год у нас в Казани вообще можно считать годом карстовых и оползневых процессов - их наблюдается рекордное количество.

В семейной ограде Грибаковых сейчас о провале напоминает лишь свежий песок, выразительно просевший вокруг двух заново насыпанных могильных холмиков. Но могилам, посетителям и работникам Царицынского кладбища угрожает серьезная опасность. Провалы наиболее вероятны там, где сегодня на поверхности земли видны концентрические понижения (а их на территории кладбища много). Грунт в секунды может опуститься на большую глубину!

На ближайшем к Царицынскому Самосыровском кладбище тоже высоко стоят грунтовые воды, а то, что грунт другой - не карсты, а пески - это непринципиально. Пески под действием движущихся грунтовых вод мигрируют и оставляют после себя на глубине пустоты, которые на поверхности проявляются в виде провалов. То же самое наблюдается на Сухой реке, только там песок размывают не грунтовые воды, а поверхностные - от атмосферных осадков. А на Архангельском идет медленное оседание из-за подтопления грунтовыми водами. Посередине кладбища в Нагорном - огромная карстовая воронка, но она, по словам Галеева, пока стабилизировалась и провалом не угрожает. Наиболее спокойно себя ведет престижное Арское кладбище, но... там сейчас активно засыпают овраг, и если не укрепят его по всем правилам, эта часть кладбища в будущем может стать весьма проблемной.

И проблема не только в том, что на "провальных" кладбищах опасно находиться. Провалившаяся могила - это, извините, еще и останки, которые разлагаются, а продукты разложения с грунтовыми водами попадают в Ноксу, Казанку, другие водоемы. Откуда мы если воду и не пьем, так берем для полива садов-огородов. Там детишки и неосмотрительные взрослые плещутся в летнюю жару. И выходит, что мертвые отравляют жизнь живым.

- Под кладбища всегда отводились неудобья, земли, на которых строить нельзя. За поведением грунтов в зонах возможных провалов надо вести систематические наблюдения, специалисты должны давать рекомендации, делать прогнозы, а администрации кладбищ - принимать соответствующие меры во избежание провалов, - считает Рафаил Галеев. - Впрочем, это нужно делать не только на кладбищах, а повсеместно - по всей Казани. С 2003 года МЧС, минэкологии и минстрой обсуждают вопрос о создании городской службы геодинамического мониторинга, подобной той, что есть в Москве. Но все упирается в финансирование.

А пока информацию о провалах никто не систематизирует - никто и прогнозов не дает, и мер к предотвращению беды не принимает. Разные ведомства ведут отдельную статистику постфактум.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Инна СЕРОВА