Вечерняя Казань / № 85 (3027) / Субботний репортаж / "К сожалению, в России повторяется то, что было в Европе"

"К сожалению, в России повторяется то, что было в Европе"

На трезвую голову

Вчера республиканская межведомственная дегустационная комиссия по алкоголю испытала на себе 13 образцов "массового" российского пива (то есть произведенного промышленным способом и широко продающегося). Репортер "ВК" в час испытания была с этими отважными людьми.

Дегустация, само собой, закрытая: пиво нам приносят не в бутылках с этикетками, а уже разлитым в замаркированные порядковыми номерами бокалы. Это чтобы ни в ком из присутствующих не взыграл патриотизм - ведь присутствуют кроме госчиновников и представители татарстанских производителей пива. Поначалу, как мне кажется, эти представители слегка волнуются, что не узнают "свое" пиво и невзначай его опустят в оценочной ведомости. Но скоро выясняется, что волновались они напрасно - судя по тихим разговорам за столом, "свое" все узнали и оценили надлежащим образом.

Наверное, не все знают, как мы, профессионалы, оцениваем пиво. Мы сидим за аскетически накрытыми столами (минеральная вода да несоленые сухарики по-домашнему, а все фисташки слопали уже ко второй пробе) и бдительно следим, что несут девушки на подносах. "Пенообразование" по оценочной шкале "стоит" 2 - 5 баллов. Если пены в бокале не меньше 40 миллиметров и держится она не менее 4 минут - это "отлично", если меньше 20 мм и двух минут - это "неудовлетворительно". (Но это, заметим, нормативы для бутылочного пива; для бочкового они ниже соответственно на 5 мм и полминуты.)

Затем мы смотрим бокалы на просвет на фоне белого листа бумаги - это мы оцениваем прозрачность (от 1 до 3 баллов) и цвет (1 - 3 балла). Потом пытаемся унюхать аромат (1 - 4 балла) и с душой отдаемся ощущению "полноты вкуса" (2 - 5 баллов). Завершает процесс, если пиво светлое, определение "хмелевой горечи" (2 - 5 баллов), а если пиво темное, то требуется определить "солодовый вкус".

Теперь, когда технология дегустации описана, можете самостоятельно приступать. 22 - 25 баллов в сумме - это оценка "отлично", 19 - 21 - "хорошо", 13 - 18 - "удовлетворительно", а все остальное - это уже не пиво.

Но должна честно предупредить, что все не так просто, как кажется. Например, именно тот закрытый "номер 13-й", который мы с соседкой по столу, главным дегустатором "Красного Востока", оценили ниже всего, в итоге взял первое место. Это было пиво "Челнинское" производства "Булгарпива". А пиво "Во! Брат" того же производителя, которое я, не глядя на этикетку, поставила на второе место с конца, - оно в итоге заняло второе место с начала... Третье место заняла "Сибирская корона. Классическое" ("САН Интербрю", Клин).

Но я бы и на месте производителей не обольщалась. Ведь, как сказал, подводя итог, Даниэль Ваша (чех, который уже года полтора работает замдиректора по качеству ОАО "Булгарпиво"):

- К сожалению, в России повторяется то, что было в Европе, в том числе и в Чехии: раньше каждый город имел свой вкус пива, а теперь все хотят делать деньги... и эта дегустация показывает, что и в России все хотят делать деньги. Индивидуальности больше нет. Бутылка, этикетка и сколько вложено в рекламу - это все, что имеет цену...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Марина ЮДКЕВИЧ